Почему новым предприятиям конкуренция только на пользу | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему новым предприятиям конкуренция только
на пользу

Принято считать, что чем меньше конкуренция на рынке, тем лучше компании. Именно на этом постулате строится стратегия голубого океана, сформулированная в 2005 году У. Чан Кимом и Рене Моборн. Согласно этой теории, каждая компания должна стремиться найти неосвоенную нишу, чтобы избежать изнурительной борьбы с конкурентами в так называемом «красном океане». Но недавние исследования говорят, что на этапе становления нового бизнеса наличие конкурентов повышает шансы выживания.

Авторы: Берк Эндрю , Хаслз Стефани

Почему новым предприятиям  конкуренция только на пользу

читайте также

В маркетинге люди и цифры — это не одно и тоже

Сэм Форд

Лучшие из лучших: что самые успешные компании делают со своими «звездами»

Майкл Мэнкинс

Почему отвечать на жалобы покупателей в соцсетях не всегда полезно

Алиреза Голмохаммади,  Джозеф Комприкс,  Динеш Гаури,  Таха Хавахор

Мудрость толпы

Федюкин Игорь

Принято считать, что чем меньше конкуренция на рынке, тем лучше компании. Именно на этом постулате строится стратегия голубого океана, сформулированная в 2005 году У. Чан Кимом и Рене Моборн. Согласно этой теории, каждая компания должна стремиться найти неосвоенную нишу, чтобы избежать изнурительной борьбы с конкурентами в так называемом «красном океане».

Но недавние исследования говорят, что на этапе становления нового бизнеса наличие конкурентов повышает шансы выживания.

Мы проанализировали данные по налоговым выплатам почти 2 млн британских компаний, появившихся на рынке с 1999 по 2005 год, чтобы понять, в каком конкурентном окружении они развивались первые несколько лет и как долго оставались на плаву. Выяснилось, что, если компания появилась на свет в высококонкурентной области, угроза умереть в первый год жизни была значительно выше. Зато, если ей удавалось успешно пережить первый год, шансы продержаться на рынке еще два года увеличивались. Похоже, что конкуренция играет роль младенческой прививки: вырабатываются антитела, которые надолго защищают от болезни.

Как это происходит? Непростое окружение заставляет компанию приложить максимум усилий, чтобы удовлетворить потребности клиентов и удержаться от перерасхода. Взять, к примеру, авиакомпанию Southwest Airlines, появившуюся на высококонкурентном рынке в 1967 году. Необходимость заставила ее с самого начала выработать корпоративную культуру, нацеленную на экономическую эффективность: она достигалась за счет минимального простоя самолетов, а основой маркетинговой стратегии стало отсутствие «излишеств» (таких как бронирование посадочных мест).

Руководители, которые понимают это, могут сознательно управлять конкурентной ситуацией. У некоторых из 400 компаний, входящих в гигантскую Virgin Group Ричарда Брэнсона — конгломерат пассажирских перевозок и развлечений, практически нет прямых конкурентов на рынке. Поэтому руководители Virgin специально создают условия состязания внутри группы, как между подразделениями, так и между компаниями, входящими в группу. Этот подход могут взять на вооружение венчурные инвесторы, которым не следует слишком накачивать новоиспеченную компанию деньгами, ведь в противном случае ей будет трудно привыкнуть ограничивать свои расходы.

Эта одна из причин, почему Sequoia Capital, венчурный фонд из Силиконовой долины, взял за правило никогда не вкладывать деньги в предприятия, основанные детьми очень богатых родителей. В фонде посчитали, что от них трудно ожидать экономного и рачительного подхода к делу.

Конечно же, необходимость жестко конкурировать с первых шагов имеет свои минусы. Некоторые компании погибают, не успев закалиться в горниле конкурентной борьбы. Однако мудрому руководителю стоит помнить о тех преимуществах, которые конкуренция (конечно, в разумных пределах), будь то внешняя или внутренняя, может дать его новой компании. Ведь речь идет о том, чтобы обеспечить ей рост эффективности и хорошие шансы на выживание на годы вперед.

Больше эстрогена, выше точность

Компаниям, в которых хотя бы один из директоров — женщина, на 38% реже приходится публично корректировать свои финансовые результаты, чем тем, где в совете директоров одни мужчины. К такому выводу пришла группа исследователей под руководством Лоуренса Эббота (Lawrence J. Аbbott) из Университета Висконсина в Милуоки. По их мнению, присутствие в руководстве представителей двух полов может способствовать тому, что оппозиционные СЕО точки зрения будут высказываться свободно, а решения будут более обдуманными и коллективными.