Не до грибов | Большие Идеи

・ Стратегия

Не
до грибов

Бизнес — занятие не для слабаков, и в России особенно.

Автор: Марина Иванющенкова

Не до грибов

читайте также

Как правильно совмещать эмоциональный интеллект и аналитические способности

Мелвин Смит,  Ричард Бояцис,  Эллен ван Оостен

Не по размеру

Что делать, если сотрудники против изменений

Шушан Кехваянц

Следи за собой, будь осторожен

Владимир Рувинский

Недавно на одной конференции мы разговорились с сотрудником стартапа, о котором когда-то охотно писали СМИ. Молодой человек занимается поиском денег для развития бизнеса и старается не пропускать мероприятия, где могут присутствовать люди из венчурной индустрии. Несколько лет назад этот стартап разработал продукт в сфере дополненной реальности. Сначала в качестве потенциальных потребителей рассматривались западные компании — и некоторые из них проявили интерес к проекту. Но дальше встреч дело не пошло, поскольку тогда у стартапа не было ничего, кроме идеи. Потом появились небольшие деньги от инвесторов и прототип устройства, но пропало желание работать с b2b-клиентами. Теперь стартап меняет бизнес-модель — собирается продавать коробочный продукт конечным потребителям. Это все планы, а как идут дела сейчас? Плохо идут, денег осталось всего на два месяца. Стартаперы ищут очередных инвесторов в России, которые помогут протянуть до следующего транша.

Тем временем денег на российском венчурном рынке становится меньше. Согласно исследованию PwC и РВК, объем венчурных сделок в нашей стране в 2015 году уменьшился на 52% по сравнению с 2014-м. Нестабильная экономическая ситуация, пишут авторы исследования, снизила порог принятия инвесторами венчурных рисков: фокус со сделок на ранних стадиях сместился на более зрелые компании с понятными перспективами. Доля инвестиций в проекты ранних стадий составляла в прошлом году 9% против 29% в 2014-м.

Семь лет назад экономический кризис оставил без работы сотни тысяч людей –- и дал толчок развитию предпринимательства в России. Многие не могли или не хотели работать по найму и начали создавать собственные компании. Но было достаточно и обычных охотников за инвесторами, пытавшихся продать им сырые идеи подороже. В итоге слово «стартап» превратилось чуть ли ­не в ругательное, а инвесторы заговорили о дефиците достойных проектов.

Дмитрий Чихачев из фонда Runa Capital сравнивает ситуацию со стартапами в России с процессом сбора грибов: «Лучшее время идти по грибы — утро пятницы, потому что потом в лес придут дачники. В воскресенье утром там уже почти ничего не останется, а вечером будут попадаться только растоптанные мухоморы. В конце 2013 года российский рынок выглядел так, будто по нему прошла толпа грибников. Сейчас, мне кажется, наступил понедельник-вторник». Впрочем, на многих полянах «грибы» растут все дни недели и без нормальной питательной среды. Бизнес — занятие не для слабаков, и в России особенно.

Вдобавок к внешним проблемам растущему бизнесу нужно решить массу внутренних. О том, что важнее для стартапа — человек или идея, зачем молодой компании стратегия и управленческая иерархия, как не сойти с дистанции и масштабировать бизнес, читайте в этом номере HBR.