Квоты на ­выброс CO₂ — ваш новый ресурс | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Квоты на ­выброс CO₂ — ваш
новый ресурс

Авторы: Рау Алекс , Токер Роберт

Квоты на ­выброс CO₂ — ваш новый ресурс

читайте также

Реклама делает нас несчастными

Николь Торрес

С поправкой на психологию. Интервью с Антоном Суворовым

Анна Натитник

Три правила руководства Уоррена Баффетта

Брайан Тайан,  Дэвид Ларкер

Время иных

Елена Евграфова

Многие американские компании, особенно не очень крупные, предпочитают пока не ввязываться в торговлю квотами на выброс углекислого газа. Их легко понять: становление «бирж CO2» еще только начинается, да и находятся они в основном за пределами США. Но и просто ждать, пока Конгресс утвердит законы о борьбе с парниковыми выбросами, — рискованно.

Компании, которые не задумываются о квотах на выброс CO2, уже сегодня упускают выгоду, и довольно существенную. А вот их конкуренты, начавшие получать и копить квоты, вскоре получат значительную фору: не за горами тот день, когда в Америке утвердят нормативы выбросов. Сейчас для предприятий самое главное — понять, как именно торговля квотами повлиет на конкурентную ситуацию и поведение инвесторов.

Чтобы помочь руководителям разобраться в этом, мы подготовили список ответов на часто задаваемые вопросы; тут нам помогали Джоанн Ховард и Линдси Бартлет из Генерального консульства Великобритании в Хьюстоне.

Сколько стоит одна квота на выброс CO2?

Сегодня одна CO2-квота, то есть финансовый контракт, предмет которого — право на выброс одной тонны двуокиси углерода в год, может стоить от нескольких долларов до 40 и более, цена зависит от многих факторов. Квоты выдаются ­регулирующими органами, ­например региональными отделениями ООН в государствах, подписавших Киот­ский протокол, или НКО в странах, которые добровольно включились в программу сокращения выбросов. В странах — участницах ­Киотского протокола компании, заверяя свои CO2-квоты в контролирующих органах, подтверждают, что они укладываются в заданные рамки.

Компания заменила обычные лампы накаливания на флуоресцентные. Получит ли она CO2-квоты?

Увы, скорее всего, нет. В компаниях среднего размера (с оборотом менее $1 млрд) такие меры едва ли принесут заметную выгоду. Кроме того, нет отработанной методики, чтобы оценить, как рост эксплуатационной эффективности влияет на ­снижение выбросов. Так что неясно, кому в итоге достанутся квоты: вам или поставщику электроэнергии. Но не расстраивайтесь — есть ­другие способы их заполучить.

И что же это за способы?

Переходите на более экологичное оборудование и топливо, используйте возобновляемые источники энергии, устанавливайте фильтры, задерживающие метан и другие промышленные выбросы. Например, цементный завод может заработать CO2-квоты, используя в качестве сырья золу с угольных электростанций. Пивовары могут с помощью фильтров улавливать метан, образующийся при брожении. Легче и дешевле получать квоты проверенными методами, чем изобретать что-то самому.

Сколько все это может стоить?

Если внедрять проверенные технологии, то проект в среднем будет стоить от $50 до $150 тысяч. Сюда включены расходы на согласование с регулирующими органами, подготовку контрактов и прочей документации, основные капитальные расходы.

Если вы будете сами разрабатывать новые методы, то прибавьте еще $50—$200 тысяч. Но каким бы мас­штабным ни был ваш экологический проект, вы не сможете продавать квоты дороже: их цену определяет рынок. Поэтому выгоднее делать то, что обеспечит вам больше квот. Например, проект по устранению тепловых и газовых выбросов на сталелитейном заводе может ­принести до 200 тысяч квот в год, то есть около $5 млн.

Предположим, я внедряю новую «чистую» технологию, которая дает право получить CO2-квоты, а потом возвращаюсь к старой, более «грязной». Что произойдет с квотами?

Вы их потеряете. Снижение выбросов должно ежегодно подтверждаться уполномоченными аудиторами. Стоит такой аудит около $10 тысяч.

Если мне кажется, что копить CO2-квоты неоправданно с финансовой точки зрения, могу ли я их продать?

Да. Условные квоты свободно покупаются и продаются. Поскольку в США нормативы по выбросам парниковых газов еще не утверждены, многие компании продают квоты, заработанные их филиалами в других странах, — ведь на ­родине они им не нужны. Покупают их обычно банки, брокерские или инвестиционные конторы, чтобы потом перепродать производителям, которым нужно уложиться в экологические нормативы.

Как получать и продавать CO2-квоты, мы поняли. Это все, что нужно про них знать?

Нет и еще раз нет. Проблема выбросов касается уже не только нынешней работы компании и не сводится лишь к соблюдению нормативов. Она приобретает стратегическое ­значение, поскольку CO2-квоты — это новый перспективный ресурс и пора всерьез задуматься об инвестициях в эту сферу. Сокращая выбросы, можно получить дополнительные источники дохода; кроме того, нужно понимать, что рыночная стоимость «грязных» предприятий будет падать. Чем быстрее компании разберутся в том, как изменится обстановка после введения нормативов на выбросы парниковых газов, тем больше преимуществ перед конкурентами они получат.