GR — новая основа бизнеса | Большие Идеи
Стратегия

GR — новая основа бизнеса

Дина Гайзатуллина
GR — новая основа бизнеса
Фото: Jp Valery / Unsplash

На работу компаний влияют разные факторы, и деятельность правительств и регулирующих органов — один из них. Влияние этого фактора может обходиться фирмам довольно дорого — как в прямом, так и в переносном смысле. По информации McKinsey, до 30% прибыли организации зависит от грамотного GR.

Что такое GR

GR (Government Relations, или отношения с органами государственной власти) помогает отстаивать интересы компаний на рынке и выстраивать связь с правительством, способствуя развитию целых индустрий. В технологической сфере взаимодействие с регуляторами определяет не только бизнес-модель организации, но и шансы на ее выживание.

GR-специалисты — это чаще всего бывшие политологи, госслужащие и сотрудники PR-отделов. В первую очередь эти люди должны знать, как устроена сфера государственного управления; разбираться в политической обстановке; быть экспертами в области работы своей компании и иметь связи с представителями органов власти. От последнего пункта во многом зависит, насколько успешными будут продвижение и реализация инициируемых решений.

Работников сферы GR часто принимают за лоббистов. Однако те выполняют только юридические задачи и продвигают интересы определенного круга людей в органах государственной власти. Функции GR-специалистов несколько шире. Они работают в штате организации и отвечают за коммуникацию, представляют интересы компании в государственных органах, мониторят законодательные изменения и помогают быстро к ним адаптироваться. Одна из их целей — получить необходимые финансовые ресурсы. Добиться этого можно разными способами — например, с помощью госпрограмм, субсидирования и т. п.

Отделы Government Relations созданы сегодня во всех крупных организациях. Наибольшее значение они имеют для сфер EdTech и FinTech, технологических компаний, фарминдустрии, строительного и инжинирингового бизнеса. Развитие отдельных технологий требует и определенного законодательного регулирования.

Как работает GR и почему важны договоренности

Испытания новых технологий зачастую зависят от договоренностей GR-менеджеров с властями. Например, в проекте по созданию карты для запуска беспилотных автомобилей, которые работают в автономном режиме, участвуют Минтранс, Минпромторг, МВД и Минэкономразвития. Компании — разработчики этого решения, включая «Яндекс», ГАЗ и «Камаз», обязаны представлять им результаты испытаний и определять проблемные точки проекта.

Для тестирования беспилотников к концу 2022 года должны быть созданы специальные зоны с покрытием сетью 5G, которая обеспечивает наиболее эффективную связь по технологии V2X (vehicle to infrastructure). В отдельных регионах возникают условия для испытания беспилотников на дорогах общего пользования, однако пока это возможно только в закрытых испытательных зонах.

Эксперты отмечают, что от взаимодействия компаний и регулятора зависят сроки запуска проекта: с учетом переноса автономных испытаний выход в коммерческую эксплуатацию такого транспорта произойдет после 2024 года.

Работа с рисками

Грамотная работа GR-команды помогает избежать общественных скандалов и финансовых потерь для компаний. Когда риски не продуманы, можно столкнуться с серьезными проблемами.

Большой резонанс, например, вызвал случай, когда британская аналитическая компания Cambridge Analytica собирала персональные данные 87 млн пользователей через свое приложение в Facebook*, чтобы в дальнейшем использовать их для размещения политической рекламы во время президентской кампании в США и референдума о выходе Великобритании из Евросоюза. Хотя компания заявляла о правомерности своих действий, в дальнейшем она потеряла всех клиентов и была вынуждена объявить о банкротстве. Facebook* признал свою ошибку: корпорация согласилась пересмотреть отношение к сохранению конфиденциальности пользователей и заплатила штраф в размере $5 млрд. Соглашение было достигнуто между Facebook* и Федеральной торговой комиссией США.

советуем прочитать

* деятельность на территории РФ запрещена

Об авторе

Дина Гайзатуллина — заместитель генерального директора по взаимодействию с органами государственной власти Группы «Иннотех».

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Без цели нет роста
Дэн Понтефракт
Ошибка Илона Маска
Джеймс Уилсон,  Пол Доэрти