Великие компании не начинаются с плана | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Великие компании не начинаются
с плана

Вы хотите начать свой бизнес. Так что вам нужен план, не так ли? Не совсем так.

Автор: Энтони Тянь

читайте также

Осознанность как инструмент стратегии

Джим Батчер

Борис Дьяконов: «Я понял, что не хочу краснеть»

Юлия Фуколова

«Никто даже не мог предположить, во что это выльется»

Юлия Фуколова

Семь стратегий для изменений во время кризиса

Маттиас Чьян,  Питер Бучаз,  Стивен Хайдери-Робинсон,  Сюзанна Хейвуд

Вы хотите начать свой бизнес. Так что вам нужен план, не так ли? Не совсем так.

В рамках исследования для своей книги мы с коллегами опросили сотни успешных предпринимателей по всему миру, чтобы лучше понять, что нужно, чтобы стать бизнесменом и построить действительно успешный бизнес. Поразительно, но из всех опрошенных нами предпринимателей, которые смогли реализовать свой бизнес (то есть провели IPO или продали другой компании), около 70% не имели бизнес-плана в начале.

Их путешествие в мир бизнеса началось в совсем другом месте, месте, которое мы называем Сердце. Они затевали дело, основываясь не на документе, а на том, что чувствовали и делали для подлинной реализации своего видения. Ясность цели и страсть управляли ими, оставляя меньше времени писать об идее и больше времени — просто реализовывать ее.

Не то чтобы планирование плохо само по себе. Но усилия, направленные на написание «совершенного» бизнес-плана, как правило, приводят к идеально неправильному, а не приблизительно правильному. Одна из проблем в том, что содержание бизнес-плана, которому уделяется наибольшее внимание, как правило, не имеет ничего общего с реальностью. Многие бизнес-планы показывают некоторый гигантский потенциальный рынок, завоевав даже небольшой кусочек которого, бизнес сделает богатыми их и инвесторов. Мой коллега предлагает гипотетический пример: если продать мыла на один доллар в месяц всего половине процента населения Китая, то это бизнес почти на $100 млн! Удачи в реализации.

В начале бизнеса ресурсы ограничены, и лучшее наполнение для бизнес-плана - это реальные данные, предполагающие тестирование концепции. Эти эксперименты не должны быть сложными. Вам нужны простые, повторяющиеся тесты, которые легко поддаются измерению, и вы сможете узнать, принесет ли дело вам прибыль или нет.

Подобный подход касается не только стартапов. Стратегическая архитектура любого бизнеса должна включать факты тестирования в реальном мире, которые позволяют корректировать курс по мере необходимости. Это то, что Генри Минцберг, выдающаяся фигура в теории конкурентной стратегии, однажды назвал «эволюционной» стратегией. У моего делового партнера Мэтса Ледерхаузена (бывшего руководителя направления глобальной стратегии McDonald’s, а также бывшего председателя исполнительного совета Chipotle) есть поговорка на эту тему: мысли масштабно, начинай с малого, а затем быстро увеличивай масштаб, либо закрывай лавочку.

Так что не слишком беспокойтесь о бизнес-плане. Но для того чтобы лучше организовать свои размышления и привлечь потенциальных инвесторов, а также дать ориентиры своей команде, проработайте эти рекомендации:

1. Определите и четко сформулируйте свои стремления и цели. Не важно, как вы это называете: видение, цель, призвание — необходимо четко ответить на вопрос «зачем?» для вашего бизнеса, определив важнейшую цель всей затеи.

2. Команда более важна, чем любая идея или план. В тройку приоритетов должны входить люди, затем снова люди и опять люди.

3. Мысли масштабно, начинай с малого, а затем быстро увеличивай масштаб, либо терпи поражение. Используйте совет Ледерхаузена, чтобы «начать с малого», это, как правило, возможно сделать, уже видя готовность людей купить или хотя бы попробовать ваш продукт.

4. Сосредоточьтесь на четко определенном узком рыночном сегменте или нише. По крайней мере, для начала подумайте, где вы потенциально можете стать лучшим. Эта стратегия почти всегда более успешна, чем просто выйти еще одним игроком на массовый рынок.

5. Поймите, какова ваша бизнес-модель. Осознать, как вы сможете заработать деньги, важнее, чем несколько страниц Excel с финансовыми показателями, которые просто слишком трудно предсказать на этой ранней стадии. Обозначьте свой основной способ, как вы будете зарабатывать деньги: сделки, реклама, подписка и т.д.?

Существует великое множество пошаговых пособий по написанию бизнес-планов. Несмотря на то, что некоторые составные части этих инструментов полезны для структурированного подхода, они, скорее всего, вводят в заблуждение, потому что их внимание сосредоточено на создании бизнес-плана еще до того, как раскроется душа бизнеса и он сможет продемонстрировать, привлекает он людей или нет. Люди с чувством выполненного долга ставят галочку после написания плана, но что в действительности они получают? Заполнение таблиц никогда не сможет заменить проверки в реальных условиях страсти и цели вашего бизнеса. Даже самый проработанный бизнес-план имеет мало значения без подлинного Сердца, стоящего за его идеей, и Мужества, чтобы просто начать ее реализацию.