Три способа улучшить стратегическое планирование | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три способа улучшить
стратегическое планирование

Выработка стратегии не сводится к построению и исполнению причинно-следственной цепочки.

Автор: Роджер Мартин

Три способа улучшить стратегическое планирование

читайте также

Критическая масса на долгий срок

Прейссер Клер,  Самуэлсон Джудит

Почему цифровые медиа требуют принципиально нового подхода

Майкл Смит,  Рахул Теланг

Фальшивка для бизнесмена

Владимир Рувинский

Достучаться до читателя: восемь качеств хорошего текста для вашего бизнеса

Билл Берчард

В большинстве компаний стандартный процесс создания стратегии включает в себя три обязательных элемента: 1) вы ждете ежегодной поры отчетов и составления планов и тогда и пересматриваете стратегию; 2) вы отталкиваетесь от анализа SWOT и 3) вы начинаете сам процесс с длинного и мучительного упражнения: пытаетесь выразить словами миссию, видение, честолюбивые цели организации.

Это все привычные, успокаивающие занятия. И практически бесполезные. Давайте рассмотрим каждое из них в отдельности.

Годичный цикл построения стратегии

Я проверял и точно знаю: конкуренты не станут ждать вашего ежегодного отчета, а нападут раньше, клиенты не станут ждать, а переметнутся к конкурентам, и новые технологии также ждать не станут — обскачут вас и вашу продукцию.

Стратегия не подчиняется бюрократическому, антирыночному хронометражу. Выбирая определенную стратегию, вы прежде всего должны определить, от каких факторов рынка — предпочтений клиентов, поведения конкурентов, ваших собственных возможностей — зависит эта стратегия, и впредь прилежно следить за ними.

Пока эти рыночные факторы не изменятся, нет причины и (даже вредно) менять стратегию. Но как только один из заложенных вами в расчеты параметров утратит достоверность, стратегию придется пересмотреть и исправить. И не ждите урочного часа, не играйте на руку своим соперникам.

Начинать с анализа SWOT

Чаще всего именно с этого анализа стартует обсуждение новой стратегии. Но ведь не существует преимуществ, слабостей, возможностей и угроз «вообще».

Ваши преимущества имеют смысл лишь в контексте определенного выбора: «где играть и как выиграть» (WTP/HTW), и в этом же контексте следует рассматривать большую часть слабостей, возможностей и угроз. Итак, проводить анализ до того, как сложится расклад WTP/HTW — пустое занятие. В итоге SWOT отнимает много времени и средств и никого не убеждает — и вообще не приносит пользы. Припомните, когда в последний раз, читая анализ SWOT, вы вдруг ухватили блистательную идею? Не припоминаете? Все потому, что этот анализ расползается на мили в ширину, а уж в глубину проникает не более, чем на сантиметр.

Время для такого анализа наступит тогда, когда вы определите свои возможности «где играть и как выиграть» и отсюда произведете обратный расчет. В таком случае анализ будет прицельно направлен на барьеры, которые стоят на пути осуществления вашей стратегии, и исследование выйдет глубиной в милю и всего в сантиметр — шириной.

Заявление о миссии или «видении»

Обычно сразу после анализа SWOT команда, разрабатывающая стратегию, берется за составления манифеста, заявления о миссии и будущем компании. И это опять-таки превращается в затяжной мучительный процесс, члены коллектива от всей души спорят о выборе слов и бьются за «идеальное» заявление.

К сожалению, составить это заявление, эту Заявку на Выигрыш, не получится, пока вы не определились — опять-таки, «где играть и как выиграть». Тщательно подбирать слова для манифеста о будущем компании, пока еще не сделан выбор WTP/HTW, — безумная трата времени.

Я не хочу сказать, что мечтать вредно. Конечно, сделайте набросок своего программного заявления, прежде чем всерьез займетесь выбором WTP/HTW. Но больше часа тратить не стоит, вы будете оттачивать и совершенствовать свой манифест по мере того, как будете выбирать поле битвы и правила игры, выбирать и исключать возможности, определять подходящую вам систему управления в конкретной ситуации.

Если ваш процесс выработки стратегии опирается на эти три компонента, вы заметите существенный прогресс, как только запряжете лошадь перед телегой, а не за ней, то есть начнете с решения «где играть и как выиграть».

Выработка стратегии не сводится к построению и исполнению причинно-следственной цепочки, от первоначальных рыночных факторов и существующих возможностей к правильной позиции на рынке. Нет, это постоянный выбор и риск. Поэтому приходится делать ставки, чтобы добраться туда, куда вы хотите попасть. Заложите это понимание в свой процесс определения и создания стратегии.

Читайте по теме: