От стратегии не будет проку, если не произойдут кардинальные сдвиги | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

От стратегии не будет проку, если не произойдут
кардинальные сдвиги

Инновация не всегда бывает стратегией, а вот стратегия просто обязана быть инновационной.

Авторы: Виджей Говиндараджан , Шрикантх Шринивас

От стратегии не будет проку, если не произойдут кардинальные сдвиги

читайте также

On Losing Weight

«Мы тут стратегии разрабатываем, а похоронные венки уже вынесли»

Марина Иванющенкова,  Юлия Фуколова

Три вопроса, которые помогут узнать всю правду о компании

Дуглас Уилсон

В поисках идей: июньский выпуск

Инновация не всегда бывает стратегией, а вот стратегия просто обязана быть инновационной. Стратегия, по определению, занимается распределением сегодняшних ресурсов с целью обеспечить лучшее завтра. И важно понимать все аспекты и сложности инноваций, особенно их отношений со стратегией. Вот список наиболее важных нюансов, на которые следует обратить внимание.

Не все отрасли одинаково динамичны. Некоторые отрасли развиваются быстрее других. Производство смартфонов пережило за десять лет несколько революций, а на сталелитейных заводах технологии радикально меняются раз в сто лет. И то, что в быстроразвивающейся отрасли будет «лучшей практикой» менеджмента, в других областях попросту не пригодится.

Не все инновации созданы равными. Я бы разделил инновации на две крупные категории: линейные инновации (они укладываются в текущую бизнес-модель компании) и нелинейные (несовпадающие с текущей бизнес-моделью). Однако следовало бы добавить еще один уровень сложности к этим категориям: инновации могут быть подрывными или постепенными. Для примера возьмем Бизнес-школу им. Така, где я работаю. Если преподаватели разных дисциплин возьмутся вести некий общий курс, это можно считать линейной, постепенной инновацией. Подрывной (однако тоже линейной) инновацией будет основательный пересмотр программы двухлетней магистратуры. Принципиально новое предложение — MBA по интернету — это уже нелинейная инновация: во-первых, пока не разработана даже программа под такие предложения, во-вторых, бизнес-школе придется обзаводиться новыми технологиями, порталами и т. д.

И для инновации, и для стратегии главный вопрос — осуществление. Инновация превращает творческий процесс в деньги. Если идеи не приносят фирме денег, то об инновации говорить не приходится. Основная проблема заключается в долгом, мучительном процессе превращения идеи в полномасштабный прибыльный бизнес. И, кстати, не всегда инновация порождает новые товары и услуги. Нам при словах «стратегическая инновация» мерещится заманчивое новое товарное предложение, но это слишком узкий взгляд. Apple произвела революцию в нескольких областях благодаря новым бизнес-моделям, а не новым технологиям, а Toyota навеки изменила автопром, осуществив системную инновацию процесса («бережливое производство»).

И наконец, инновация (а тем самым и стратегия) — это не прерогатива исключительно гендиректора. Если о стратегии печется только глава компании, возникают две проблемы. Во-первых, суть стратегии — приспособиться к переменам, а люди на нижних уровнях иерархии находятся ближе к клиентам и конкурентам, чем гендиректор. Во-вторых, компании придется выборочно забывать прошлое, изобретая свое будущее. Особенно трудно забвение дается руководителю, тем более если он сам и стал причиной статус-кво в организации. Младшие сотрудники компании, с одной стороны, более всех устремлены в будущее, с другой — меньше вложились в создание истории своей фирмы.

Читайте по теме: