читайте также
Более двух поколений назад венчурное сообщество, а именно сами капиталисты, бизнес-ангелы, инкубаторы и иже с ними, убедили предпринимательский мир, что написание бизнес-плана и нахождение венчурного капитала есть два столпа каждого нового начинания. У них были для этого веские причины: те потрясающие прибыли, которых им порой удавалось добиться, а также те невероятно крупные и богатые компании, которые были созданы благодаря этой экосистеме.
Но подавляющее большинство успешных предпринимателей не пользуется ни центом венчурного капитала.
Возьмем Клауса Мосхольма, соучредителя GoViral, созданной в 2005 году датской компании, которая использовала нараставшую в тот момент мощь интернета для донесения рекламного видеоконтента с помощью сетевых вирусных технологий. Финансируя постепенный рост своей компании с помощью поступлений от одного успешного вирусного видеопроекта за другим, Мосхольм и его партнеры привели GoViral к тому, что она стала европейской платформой-лидером по хостингу и дистрибуции подобного контента. В 2001 году GoViral продали за $97 млн, и это при том, что учредители не воспользовались ни кроной или долларом венчурного капитала. Бизнес рос и финансировался исключительно на деньги клиентов.
На поверку, привлеченный капитал может даже повредить здоровью вашего стартапа. По словам венчурного инвестора Фреда Уилсона из компании Union Square Ventures, «в реальности объем средств, привлеченных стартапом на его нулевой и первой стадии, обратно пропорционален его успеху. Да, я не оговорился. Получишь меньше денег — добьешься большего успеха. Эти данные который раз вводят меня в ступор».
Читайте материал по теме: Почему Amazon регулярно пересматривает свою бизнес-модель
Наблюдения Уилсона отражают тот факт, что преждевременное привлечение капитала заключает в себе несколько серьезных проблем. Они влекут за собой важные последствия на всех этапах инвестиционного цикла.
- Необходимость обхаживать венчурных капиталистов отвлекает от основного дела. Поставить на ноги новое предприятие — это полномасштабная работа, да еще какая! Но и привлечение капитала занимает столько времени и сил, что тоже требует полной занятости. Оно будет отвлекать предпринимателя от более важной работы по выводу компании на производственные рельсы. Как говорит основатель компании Connect Ventures Билл Эрнер, «найти нужных клиентов и привлечь их к финансированию своего бизнеса — это прекрасная пошаговая инструкция по подъему венчурного капитала. Начните строить свой бизнес, и инвестиции не заставят себя ждать». Зачем тратить время на убеждение инвесторов в целесообразности предоставления вам средств, когда можно потратить его на убеждение потенциальных потребителей в необходимости купить ваш товар. Или на то, чтобы понять, почему им не хочется этого делать — до того как вы выбросите на ветер чужие деньги! Кроме того, как заметил предприниматель и инвестор Эрик Мюллер, чье предприятие росло на деньги потребителей, «гораздо интереснее удовлетворять потребности клиентов, чем обхаживать инвесторов».
- Условия декларации о намерениях и акционерных соглашений могут быть обременительными. Инвесторы любят рисковать не больше вас. Если вы пытаетесь получить средства, когда дело еще не набрало обороты, так называемый «предел риска» более высок, чем в ситуации, когда спрос на продукцию или услуги фирмы уже доказан. Чтобы защититься от неблагоприятного развития событий, инвесторы потребуют таких условий, которые часто кажутся предпринимателям непосильным бременем. А когда сухая проза декларации о намерениях переходит в мелкий шрифт акционерного соглашения, ситуация становится еще хуже.
- Советы венчурных капиталистов не всегда так уж мудры. Согласно аназизу прибылей венчурных фондов Джоша Лернера из Гарвадской школы бизнеса, более половины всех фондов добились скромного результата: ниже пяти процентов годовых. Что еще хуже, только 20 процентов фондов получили прибыль величиной в 20 процентов (или выше), то есть именно такой процент, которого все мы от них и ожидаем. Невероятно, но каждый пятый фонд в действительности вообще ничего не заработал, а наоборот, потерял деньги. Приняв во внимание такие результаты, сомневаться в пользе от поддержки и ноу-хау большинства венчурных капиталистов вполне извинительно! К сожалению, скорее всего, используя их деньги, вы будете обязаны прислушиваться к «глубокомысленным» советам этих капиталистов.
- На вашу долю останется лишь малая часть бизнеса — и она еще склонна стремиться к уменьшению. Когда вы получаете помощь бизнес-ангелов или венчурных капиталистов на ранних этапах, как сделал Стив Джобс в Apple, вы отдаете часть компании (причем часто немалую) в обмен на капитал. И эта доля растет со временем при последующих раундах финансирования. С другой стороны, для вливания денег в начало и развитие нового дела компания Dell использовала предоплату клиентов за компьютеры. Клаус Мосхольм и его партнеры, которые смогли привести GoViral к победе, никогда не обращаясь к внешним вложениям, сохранили свои доли бизнеса (кроме одного соучредителя, продавшего свою долю инвестиционному банку) до самого момента продажи компании. Читайте материал по теме: От стратегии не будет проку, если не произойдут кардинальные сдвиги Но вот вам самые хорошие новости. Если вам понадобятся деньги на более поздней стадии вашего предпринимательского пути, вы обнаружите, что многие из этих недостатков практически испарились. Почему? Потому что когда у вас есть заинтересованные клиенты, «рулить» теперь будете вы, а толпа инвесторов у ваших дверей будет конкурировать за сделку с вами.
- Шансы работают против вас. Пожалуй, есть вещи похуже, чем кабальные условия, сомнительные советы и ослабление ваших позиций, которые грозят вам при преждевременном привлечении капитала. Это те сложности, которые уготованы счастливчикам, добившимся финансирования от венчурных капиталистов. В типичном успешном фонде в среднем только одна или две из десяти компаний их портфеля — те самые гуглы, фейсбуки и твиттеры — покажут привлекательные, а иногда и ошеломительные результаты. Одна лишь цена сделки с Facebook в 2012 году составила 35 процентов всей итоговой стоимости венчурных проектов в США. Еще несколько компаний из венчурного портфеля вернули вложенный в них капитал, ну а остальные потерпели крах. В венчурных играх именно выигравшие расплачиваются за проигравших, поэтому большинство капиталистов играют в игру «пан или пропал». И вот по таким правилам вы хотите играть, создавая свое новое предприятие?
Читайте по теме:
- Стратегия: не слово, а дело
- Три способа улучшить стратегическое планирование
- Стратегическая ошибка, которую допускают практически все
* деятельность на территории РФ запрещена