4 вызова для гендиректоров ближайшего будущего | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

4 вызова для гендиректоров
ближайшего будущего

Макрокризис – отражение глобальной финансовой системы, которая строилась отнюдь не на века.

Автор: Умар Хак

4 вызова для гендиректоров ближайшего будущего

читайте также

Кадры: анализировать, чтобы преуспевать

Дейвенпорт Томас,  Харрис Джин,  Шапиро Джереми

Откажитесь от старых дел

Элизабет Грейс Сондерс

Неужели кинотеатры умрут?

Гордон Берч,  Дэгон Чхо,  Майкл Смит,  Янфань Лян

Правила борьбы за равноправие

Джоан Уильямс,  Скай Михайло

Несколько недель назад я получил такой примерно отзыв: «Слушайте, я с вами совершенно согласен, но как объяснить такое моему отцу?»

Хороший вопрос — обманчиво хороший, потому что за ним скрывается более глубокая проблема. Современная корпоративная ситуация — как никогда мрачна и печальна. Особенно для тех, кому лет 20 с чем-то или 30 с небольшим, ясно, что бизнес не может и дальше развиваться в том же ключе.

Но что, если это чувство — всего лишь присущий молодости максимализм? Разве обычные способы ведения бизнеса когда-нибудь изменятся?

Рецессия порождает разочарованных циников, как война — мародеров. Давайте на минутку отступим от темы и посмотрим, как развиваются макрокризисы и усугубляются вызовы, с которым предстоит столкнуться завтрашним лидерам бизнеса.

Вот четыре главные проблемы.

Подорвана мировая финансовая система. Макрокризис – отражение глобальной финансовой системы, которая строилась отнюдь не на века. В эту систему заложены моральные риски и отрицательная селекция, потому что стимулы в ней недальновидны, информации мало, этика отсутствует напрочь, искусство оценивать неведомо, модели разлучены с реальностью — и это лишь вершина айсберга. Более существенная проблема: рынки открыты тем, кто имеет возможность преображать их с помощью структурирования капитала, информационного арбитража и сговора. Но эти игрища разрушают самый смысл корпоративного сотрудничества: создавать подлинные экономические ценности.

Читайте материал по теме: Революция в конкуренции

Эндемическое недовложение в инновации. Развитый мир стоит перед лицом серьезных проблем. Беда не только в том, что врачи, юристы, инженеры и ученые в больших количествах производятся уже и в развивающихся странах, а в том, что в развитых странах под угрозой оказались инновации как таковые. В США их подорвала политика: стремление к инновациям существенно слабеет, когда правительство скрывает проблемы, нуждающиеся в решении, или когда забывает инвестировать в те инфраструктурные проекты, без которых инновации невозможны — например, в доступное образование или в государственную поддержку научно-исследовательской деятельности.

Ускоренное нарушение равновесия. Покончено с эффективностью рынка, с частичной эффективностью и даже с частичкой частичной эффективности. Вспомните гиперволатильность последнего десятилетия: пузырь интернет-компаний, пузыри валюты и кредитов, крахи по всей Латинской Америки, в России и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, всемирные нефтяные и пищевые пузыри, ипотечный пузырь и пузырь недвижимости, опять же всемирные крахи — список далеко не полный. Волатильность давно перестала быть фоновым шумом: это основной сигнал.

В мире, где отсутствие равновесия стало нормой, строить устойчивую жизнь, карьеру уже не просто сложно: это похоже на приключения в неведомой стране. Вчерашние теоремы и даже аксиомы уже не служат руководством. Например, гипотеза Модильяни-Миллера, если свести ее к примитивному толкованию, оправдывает максимальное использование заемного капитала, но многие советы директоров на своей шкуре успели узнать, как опасны такие действия в нестабильном мире.

Поверхностные стратегии. Стратегии часто оказываются «поверхностными» в том смысле, что предлагают компаниям создавать недолговечные, хрупкие и до абсурда неаутентичные ценности. Много ли истинных ценностей создается, когда Primark, Dell или Disney зарабатывают своим акционерам дивиденды, откровенно или скрыто эксплуатируя потогонный труд? С экономической точки зрения эти «сверхприбыли», на которые нацеливает нас стратегия, перевешиваются упущенными возможностями, о которых завтра пожалеем не только мы. Стратегия в итоге оказывается не такой уж стратегической. Она заводит в тупик все больше компаний. Спросите совет директоров любой из перечисленных выше корпораций, а еще лучше спросите вчерашнего гроссмейстера игры в стратегию — Microsoft.

Читайте материал по теме: От стратегии не будет проку, если не произойдут кардинальные сдвиги

Эти проблемы не только глубоки, но и сложны для решения. Я мог бы посидеть еще несколько часов и существенно пополнить список, но главная мысль уже понятна.

Да, в бизнесе происходят реальные изменения: 400 лет тому назад корпорации создавались королевским указом; 300 лет назад многие страны использовали рабский труд или морально близкие к нему формы; 200 лет назад должники не могли просто объявить себя банкротами — они отправлялись в тюрьму. 100 лет назад — вот 100 лет назад бизнес был более-менее таким же, как сейчас.

В том-то и проблема. Бизнес не изменился, а множество глобальных, тектонических сдвигов требуют радикально нового, лучшего бизнеса. Корпорации вчерашнего дня не справляются с вызовами дня сегодняшнего.

Как ответить на эти вызовы? Нам требуется новая ДНК, об этом я уже говорил в своем блоге. И мы продолжим этот разговор.

Читайте по теме: