читайте также
Всего через пять лет после своего запуска Xiaomi — китайская компания, выпускающая смартфоны, стала самым высоко оцениваемым стартапом в мире. Ее капитализация ($46 млрд в июне 2015 года) выше, чем у таких организаций, как Uber, Snapchat и даже Palantir.
В прошлом году Xiaomi превзошла Samsung и заняла лидирующую позицию на китайском рынке. Она использует тактику прямых продаж с собственного веб-сайта; проявляет большую активность в социальных медиа; интенсивно работает со cвоими фанатами, а также еженедельно обновляет операционную систему (на основе Android), чтобы опередить конкурентов. Компания продает смартфоны, которые можно сравнивать с более дорогими моделями Samsung, но цены Xiaomi на 30—50% ниже. Частично аналитики объясняют это тем, что Xiaomi субсидирует цены на «железо» прибылями от продажи ПО и услуг через собственный магазин приложений.
При этом, как ни странно, в мобильном гиганте не скрывают своей уверенности в том, что в реализации его глобальных амбиций огромную роль будет играть Индия — сосед и самый большой геополитический конкурент Китая. Индия уже вышла на второе место по уровню выручки (после Китая), и это всего через год после выхода компании на этот высококонкурентный рынок.
Во время своего визита в Индию в конце апреля 2015 года гендиректор Xiaomi Лей Юн представил разработанный местными инженерами смартфон Mi 4i (это был первый раз, когда Xiaomi запустила новый продукт за пределами Китая). Ему удалось привлечь владельца группы компаний Tata Ратана Тату к инвестициям в «головную» фирму. Лей Юн также заявил, что Xiaomi намеревается становиться все более «индийской», для чего планируется открытие в Индии собственного инженерно-конструкторского подразделения, завода и центра по обработке данных. Также фирма собирается вкладывать немалые средства в местные стартапы.
Читайте материал по теме: Индустрию смартфонов меняет не Apple, а Xiaomi
Скорее всего, Индия будет играть в глобальной стратегии Xiaomi четыре основных роли.
- В Индии компания может расти быстрее, чем в Китае. Рынок Поднебесной близок к насыщению (более 70% населения уже пользуется смартфонами), в то время как соответствующий показатель для Индии — менее 20%. Учитывая более низкий доход на душу населения, индийские потребители гораздо более чувствительны к цене изделий, следовательно, продукция компании будет для них весьма привлекательной. Успех в Индии обеспечит Xiaomi не только рост доходов (который поддержит цены на акции), но и экономию от эффекта масштаба, способную снизить издержки на производство деталей. Последнее весьма важно для сохранения конкурентного преимущества в ценовой войне.
- Индия дает Xiaomi возможность приобрести ценный опыт. Чтобы преуспеть на международном рынке, компания должна понять, как лучше приспособить к нему свою бизнес-модель. Например, на рынке приложений для Android доминирует Google. Это ограничивает возможности китайской фирмы использовать доходы от продажи приложений для поддержания низких цен на свои смартфоны. Если руководство компании поймет, как с выгодой для себя выиграть на индийском рынке (а Индия, безусловно, является территорией Android), это резко увеличит ее шансы на успех на других развивающихся рынках. Кроме того, Индия дает Xiaomi возможность экспериментировать с новыми продуктами и бизнес-моделями. Читайте материал по теме: Как устроена компания Alibaba
- Лидирующее положение в Китае и Индии, двух самых больших рынках для недорогих смартфонов, станет для Xiaomi ключевым фактором в сдерживании соперников. Конкуренты непременно будут копировать ее бизнес-модель: Lenovo уже экспериментирует с концепцией исключительно онлайновых продаж телефонов Motorola (бизнес, который компания недавно приобрела). Однако передовые позиции в Китае и Индии способны наделить Xiaomi весьма престижным глобальным превосходством.
- Индия богата квалифицированными техническими кадрами, что предоставляет китайскому гиганту возможность создать там второй инженерно-конструкторский центр, а также англоязычный узел технической поддержки. Последний может сыграть весьма важную роль в обслуживании новых рынков вне пределов Китая и Индии.
К 2025 году Китай займет первое, а Индия — третье место в мировой экономике. Поэтому все больше компаний из двух этих стран будут считать успех на рынках друг друга критическим элементом своей глобальной стратегии. Это может изменить саму природу политических и экономических связей между Китаем и Индией.
Блог создан при участии Хайана Уанга, управляющего партнера China India Institute и соавтора книги «Getting China and India Right».
Читайте по теме: