Стратегия Tesla: пазл сложился | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стратегия Tesla:
пазл сложился

Как Tesla может трансформировать транспортную систему и стать самой дорогой корпорацией мира

Автор: Брайан Халла

Стратегия Tesla: пазл сложился

читайте также

История об Эрнесте Резерфорде

Бережным Андреем Ringer Ralf компании директором генеральным рассказанная

Составьте список неэтичных поступков, до которых вы не опуститесь никогда

Марк Чассил

Кризис старой школы

Дас Нараяндас,  Михня Молдовяну

Кому верить?

Дэвид ДеСтено

Сегодня автопром гордится Tesla. Но многие стратегические решения этой компании (тот же завод в Неваде, который производит куда больше аккумуляторов, чем компания в состоянии продать, а уж идея делиться патентами!) до сих кажутся донкихотскими, если не прямо губительными.

Я как бывший владелец Tesla Roadster, ныне обзаведшийся Model S (а также как бывший президент и гендиректор крупной компании, производящей полупроводники), люблю эти машинки, но некоторые решения этой фирмы меня удивили. Недавно на меня снизошло откровение — точнее, я получил электронное письмо. Это была обыкновенная рассылка, но она неожиданно прояснила мне долгосрочную стратегию Tesla. И эта стратегия ошеломляет, потому что полностью может изменить наземный транспорт (если компания Маска сможет осуществить задуманное, Tesla станет одной из самых дорогих корпораций во всем мире).

Сейчас объясню. С самого начала массовой продаже электромобилей мешало четыре крупных препятствия:

  • Ограниченное количество аккумуляторов;
  • Большие расходы времени на зарядку;
  • Необходимость создавать сеть станций подзарядки;
  • Накладная для владельцев перспектива заменять раз в несколько лет изношенный аккумулятор.

Эти четыре проблемы казались непреодолимыми — по крайней мере, в обозримом будущем — и обрекали электромобиль на статус нишевого продукта, рассчитанного на поездки вблизи от дома.

Рассылка, полученная мною от Tesla, звучала очень скромно. Меня вместе с моей Model S приглашали поучаствовать в «пилотной» программе замены аккумуляторов в Харрис Ранч (Калифорния). Стоимость? «Дешевле, чем заправить большой седан». Время: «Три минуты». Но, всмотревшись в это приглашение, я понял (вот когда мозг молнией прошило!), что сейчас действительно все может повернуться в пользу Tesla.

Вспомним несколько стратегических шагов компании:

Тысячи «суперзарядных» станций по всему миру. Главной проблемой с электромобилем было «короткое дыхание» — на перегоне из Сан-Франциско в Лос-Анджелес пришлось бы остановиться на ланч часов этак на 20, пока аккумулятор подзарядится от розетки со 110 вольтами. Суперзарядные станции, размещенные в стратегических точках, позволяют владельцам Tesla заряжать аккумулятор за 30 минут, причем бесплатно — и можно проехать еще 270 км. Однако оставались еще две проблемы: во-первых, вовремя найти следующую станцию, а во-вторых, ждать полчаса, любуясь тем, как другие водители заливают бензин в баки и несутся дальше. Эти полчаса и мешали компании найти новых покупателей, преданными оставались ранние последователи и ярые фанаты.

Инвестиции в гигантский аккумуляторный завод в Рино, штат Невада. Пять миллиардов долларов, производственные площади свыше 100 тысяч квадратных метров? Да зачем же? Если Tesla примется выпускать машины быстрее, чем Ford свою стандартную модель, и то подобных размеров завод не окупится. «Гигафабрика» — вот как называли этого монстра в самой фирме. Это бы еще могло иметь смысл, если бы Tesla сумела ввести новый, экономный стандарт производства для всей отрасли, к которому подключились бы и другие производители электромобилей. Представьте себе: единый совместимый аккумулятор, пригодный для электромобилей всех марок! Но сумеет ли Tesla привлечь других производителей? Оказалось, у нее есть план.

Отдать свои патенты. В июне 2014 года Илон Маск по сути подарил все патенты своей компании конкурентам. Зачем? Затем, что Международная электротехническая комиссия (IEC) и Американский институт национальных стандартов (ANSI) никогда бы не утвердили стандарт компании-монополиста с эксклюзивным дизайном. Этот урок уже преподнесла отрасли 40 лет назад Hewlett-Packard, передав дизайн Interface Bus Институту инженеров электротехников и электроники (IEEE). В результате появился стандарт IEEE-488 standard, благодаря которому вы можете, например, соединить любой компьютер с любым принтером — началась революция PC, а HP озолотилась.

После того, как Tesla сделала доступными свои патенты, выработать стандарт именно на спецификациях этой компании кажется естественным решением. На уровне штатов и на федеральном уровне будет, конечно же, принято законодательство в пользу «чистого воздуха», именно эти стандарты аккумуляторов будут утверждены для перехода от бензиновых автомобилей к электрическим. Итог: гигафабрика сможет работать на всю катушку.

Обмен аккумуляторов. Оставалась последняя проблема, та, над которой бились еще с момента появления Toyota Prius: «Пройдет десять лет — и мне придется заплатить $10 000 за новый аккумулятор?». Теперь же гениальность стратегов Tesla стала очевидна — все сложилось, когда я получил приглашение на программу замены аккумуляторов. То, что происходит в этой «пилотной» программе, вполне осуществимо на любой станции Exxon, Shell или Valero в любом уголке мира. Аккумуляторы Tesla и автоматические станции замены быстро превратятся в общемировой стандарт, потому что патенты свободны и конкуренты с самого начала захотят подключиться к этому сервису, а для станций техобслуживания это будет дополнительный источник дохода. Главное же — владельцы электромобилей будут настаивать именно на таком решении, потому что это и быстрее, и гораздо дешевле десяти тысяч баксов.

Кое-кто говорит, что программа замены аккумуляторов нежизнеспособна (почитайте статью в июньском номере журнала Fortune). Лично я подозреваю, что ремарка Маска насчет отсутствия энтузиазма — «Народ не проникся идеей обмена» — обмолвка, а то и дымовая завеса. Да, в Харрис Ранче дело не пошло, но беда не в самой идее, а выбранном для ее запуска месте. До Харрис Ранча из больших городов Калифорнии слишком далеко ехать — электромобиль дотянет только летом, если не тратиться ни на обогрев, ни на кондиционер, даже радио не включать. И все владельцы электромобилей уже притерлись и умеют рассчитывать перемещения между собственной зарядкой и зарядными станциями. Тем не менее владельцы помнят, что со временем аккумулятор сядет и придется менять его за много тысяч долларов. Предложите им дешевую программу обмена — и они, если придется, хоть на буксире доставят свои машины в Харрис Ранч.

Так что идея правильная, даже если поначалу с местом действия промахнулись.

Как только программа обмена распространится повсеместно, выиграют все, но главным победителем окажется Tesla. Благодаря Илону Маску и его сподвижникам компания словно получит франшизу на поставки бензина всей стране — только вместо бензина, нефти, которую приходится добывать в труднодоступных уголках нашей планеты, у Tesla будет неиссякаемый источник энергии — гигафабрика в Рино, штат Невада.

Да, они еще и машины делают, я же говорил об этом?