Сильный доллар, слабое мышление | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сильный доллар,
слабое мышление

По иронии, сначала создав проблему, Уолл-стрит затем поможет ее решить, однако не сразу, а через какое-то время.

Автор: Роджер Мартин

Сильный доллар, слабое мышление

читайте также

Искусство замечать новое: четыре совета для менеджеров и предпринимателей

Билл Тейлор

Несгибаемый боец

Анна Натитник

Что реально заботит лучших CEO

Ади Игнейшес

Как не сгореть на работе

Семен Савченко

За последние пятнадцать месяцев американский доллар значительно вырос в цене — со средневзвешенного показателя в 102 пункта в июле 2014 года до нынешних 120 пунктов. В некоторых отношениях это замечательно. Американцы могут покупать зарубежные товары, платя за них почти на двадцать процентов меньше, чем год назад. Тем не менее усиление доллара создает серьезные трудности для американских транснациональных корпораций с развитой деятельностью за пределами Штатов.

Обычно тревогу вызывает тот факт, что высокая стоимость доллара наносит вред конкурентоспособности американских производственных компаний, поскольку по мере укрепления национальной валюты их затраты резко увеличиваются. Однако по-настоящему глобальные компании, расположенные в США, больше не производят товары на экспорт дома, они имеют предприятия по всему миру. А значит, никак нельзя сказать, что рост доллара негативным образом сказывается на их затратах.

Настоящая проблема состоит в том, что выручка от всевозрастающей деятельности за рубежом переводится обратно в американскую валюту, снижая показатели чистой прибыли в долларах. В результате намечается тенденция к понижению стоимости акций, поскольку вместе с уменьшением роста их прибыльности снижаются ожидания дальнейшего роста со стороны акционеров, что, в свою очередь, приводит к падению коэффициента цена/прибыль и, в конечном счете, цен на акции.

В течение всего 2015 года эксперты и аналитики с Уолл-стрит подвергали жесткой критике такие корпорации, как GM, P&G, 3M, Under Armour, KC, Harley Davidson, Omnicom и McDonald’s за вялый рост прибыльности их акций, который был отчасти вызван привязкой зарубежных доходов к курсам валют.

Какую роль иностранные операции должны играть в работе большой транснациональной корпорации? Чтобы понять это, примем к сведению тот факт, что акционеры в настоящее время платят приблизительно в двадцать раз больше за ценные бумаги компаний из рейтинга S&P 500, чем зарабатывают на них. По сути, это означает, что из двадцати вложенных долларов только один доллар инвестируется в текущие доходы, а остальные девятнадцать — в будущие, что предполагает в дальнейшем их существенный рост. Следовательно, деятельность за рубежом должна вносить существенный вклад в долгосрочную перспективу, чтобы оправдать ожидания акционеров о двадцатикратном приросте. Чтобы добиться этого, нужно установить такое присутствие на зарубежных рынках, при котором уровень доходности будет выше стоимости вложенного капитала.

Читайте материал по теме: Александр Аузан. Как вывести экономику из комы

Однако, когда рынок ценных бумаг в пух и прах разносит компании за то положение, которое является следствием укрепления доллара, он тем самым не только не поощряет, но просто-таки подрывает действия корпораций, направленные на получение долгосрочной прибыли от международных операций. Уолл-стрит требует, чтобы американские глобальные компании любой ценой добивались соответствия долларовых доходов от международной деятельности уровню ожиданий акционеров, причем незамедлительно.

Самый простой способ на некоторое время удовлетворить эти запросы — поднять цены в местных валютах, чтобы иностранные доходы (и, как следствие, показатель прибыли на акцию) при переводе в доллары были выше. Этот старый как мир трюк позволяет на короткий срок улучшить прибыльность предприятия. Поднимаем цены — и в краткосрочной перспективе получаем повышенные «надои» с рыночной доли. Любая более или менее успешная фирма может это сделать, потому что, за исключением высококонкурентных рынков, размер прибыли обычно растет быстрее, чем снижается доля рынка. Правда, в итоге присутствие компании на том или ином рынке сокращается, а вернуться к его прежнему объему почти всегда сложнее, чем поддерживать его с самого начала.

Следовательно, пока давление Уолл-стрит эффективно, оно вынуждает корпорации снижать активность своего международного бизнеса посредством повышения цен и обслуживания меньшей доли рынка. К тому же вследствие подобного давления компании становятся уязвимы в конкурентном плане, поскольку установленный ими ценовой зонтик позволяет процветать другим — неамериканским предприятиям. В большинстве случаев такого рода практика уничтожает долгосрочную ценность бизнеса. Таким образом, те самые компании, которым Уолл-стрит якобы помогает, вынуждены совершать действия, которые, хотя и кажутся на первый взгляд выгодными для акционеров, на самом деле вредны для них.

Читайте материал по теме: 5 секретов американской экономики

По иронии, сначала создав проблему, Уолл-стрит затем поможет ее решить, однако не сразу, а через какое-то время. Успешно подрывая международную конкурентоспособность американских компаний, она будет способствовать обратному ослаблению доллара. В результате прибыль за рубежом увеличится, что в свою очередь на короткий срок повысит общий доход транснациональных корпораций, хотя, конечно, и не так существенно, как им хотелось бы — скажем за это «спасибо!» текущей «дойке» зарубежных рынков. В этот момент весь Уолл-стрит будет плясать от радости, так как показатели прибыли на акцию вырастут по сравнению с предыдущим пониженным уровнем. А поскольку у биржи память девичья, она не вспомнит, какой бы могла быть прибыль на акцию, если бы она не вынудила корпорации снижать свое присутствие на зарубежных рынках.

Проблема в том, что, когда этот цикл завершится, сила и конкурентоспособность американских международных компаний снизятся настолько, что это навредит экономике всей страны. Таков неизбежный результат комбинации сильного доллара и слабого долгосрочного мышления.

Как же решить эту проблему? На самом деле — довольно просто. Оценивая будущую прибыль, инвесторы должны учитывать колебания валюты — в ту или другую сторону. Прыгать от восторга, когда прибыль на акцию взлетает из-за падения доллара, так же глупо, как и рыдать, когда прибыль на акцию снижается за счет его укрепления. Краткосрочные колебания курса доллара происходили с тех пор, как экономисты научились его вычислять. Если доход от деятельности за рубежом выше стоимости капитала, то единственное, что должно волновать акционера, — это рост рыночной доли. В этом случае мы соединим сильный доллар с четким и последовательным мышлением.

Читайте по теме: