читайте также
Недавно Компартия КНР одобрила XIII пятилетний план, указывающий направление социального, политического и экономического развития страны во второй половине текущего десятилетия. В чем значимость этого плана? Каковы его основные характеристики? И как должны на него реагировать китайские и зарубежные компании, работающие на его территории?
Китайский пятилетний план — это национальная стратегия, разработанная высшими руководителями страны. Строго говоря, это не вполне «план» в прямом смысле этого слова, поскольку он не устанавливает точную последовательность действий для достижения намеченных целей. Он определяет политику социального развития и экономического роста, обозначает перспективные области для инвестиций и указывает, где сосредоточатся государственные ресурсы. Его задача — не только направлять политику власти на всех ее уровнях, но также влиять на стратегию государственных и даже частных предприятий, в то же время оставляя им достаточно пространства для маневра, чтобы они могли выбрать свой собственный путь. Кстати, в его разработке приняли участие 11 глав компаний частного сектора, в том числе и основатель Alibaba Джек Ма. Благодаря этому плану мы можем заглянуть в государственную политику КНР, которая будет формировать экономику Поднебесной в ближайшие годы.
Несмотря на многочисленные изменения в сравнении с предыдущим пятилетним планом, все их можно свести к четырем основным темам:
Обеспечить умеренно высокие темпы экономического роста. Партия и правительство поставили задачу поддерживать экономический рост на уровне 6,5%. Это позволит к 2020 году удвоить ВВП и средний доход на душу населения относительно 2010 года. Несмотря на то что это несколько ниже предыдущих 8%, все же намеченные темпы роста превосходят показатели всех экономически развитых стран, и Китай, вне всякого сомнения, продолжит играть заметную роль в развитии глобальной экономики. Тем не менее, чтобы достичь этой цели, Китаю необходимо найти новые движущие силы роста, такие как потребление, инновации и предпринимательская активность — аспекты, которым в пятилетнем плане уделено особое внимание.
Сместить акценты с инвестиций и экспорта на внутреннее потребление. Из трех составляющих ВВП Китай, следуя советской модели экономической политики, традиционно концентрировался на инвестициях и использовании дешевой рабочей силы, чтобы стать мировым центром производства. Это стратегия, с одной стороны, стала причиной потрясающего роста, а с другой — обернулась рядом проблем, таких как неравенство доходов, избыток производственных мощностей и загрязнение окружающей среды. Новый пятилетний план отражает важнейшее изменение в политике Китая — смещение приоритетов в сторону развития внутреннего потребления.
Читайте материал по теме: Китай: мифы и реальность
Улучшение здоровья людей за счет социальных программ и реформы здравоохранения. Усиление роли государственного здравоохранения и социальных программ позволит снизить крайне высокие уровни сбережений китайских граждан, освободив средства для потребления. Увеличение стоимости рабочей силы и старение населения заставляют Китай искать новые способы удержания темпов экономического роста. Одним из заметных изменений в социальной политике государства стала недавняя отмена закона «одна семья — один ребенок».
Структурные реформы. Также в рамках пятилетнего плана предложены структурные реформы различных областей, включая ценообразование, налоговое законодательство, а также финансовые, инвестиционные и антимонопольные правовые нормы и принципы регулирования. Эти намерения свидетельствуют о том, что КНР и в дальнейшем продолжит опираться на механизмы рыночной конкуренции.
Исходя из этого, можно предположить, что в ближайшие годы китайский экономический ландшафт будет значительным образом меняться и компаниям нужно научиться предвосхищать эти перемены, адаптироваться к ним и обращать их себе на пользу. Основываясь на нашем опыте работы в Китае, мы видим три важнейших последствия нового плана с точки зрения стратегического руководства бизнесом.
Стратегия становится обязательным фактором для всех компаний, оперирующих в Китае. Если попытаться определить условия, при которых разработка качественной стратегии вовсе не требуется, то, вероятно, они заключаются в благоприятной для бизнеса среде, где каждая компания может преуспеть, но при этом государство осуществляет строгий контроль за деятельностью предприятий. В подобном бизнес-климате соблюдение правил игры гораздо важнее, чем принятие правильных решений. Именно по этой причине многие китайские фирмы в прошлом не придавали большого значения разработке стратегий. Но темпы роста в Китае замедляются, экономические преобразования входят в противоречие с историческими убеждениями партии, а конкурентные рыночные механизмы создают поле, на котором легко потерпеть неудачу. В связи с этим компании больше не могут себе позволить работать без хорошо продуманной стратегии. К тому же все большее число китайских предприятий перестают быть «вечными догоняющими» и становятся мировыми лидерами рынков, а это значит, что примитивных стратегий, построенных на высоких объемах производства и подражании ведущим глобальным игрокам, более недостаточно.
Читайте материал по теме: Думать по-китайски
То же верно и для иностранных фирм, которые процветали в благоприятной рыночной среде. Те же самые факторы замедления роста, структурных реформ и более конкурентного рынка требуют от них пересмотра своих китайских стратегий.
Компаниям необходимо выйти за рамки простого планирования и сделать так, чтобы подходы к стратегии и ее исполнению соответствовали той среде, в которой они работают. XIII пятилетний план Китая устанавливает новые приоритеты внутреннего потребления, инноваций, социальной поддержки и развития здравоохранения, явным образом определяя различия в перспективах разных отраслей. Что не менее важно (хотя и менее заметно), он создает разные стратегические условия, которые требуют существенно различающихся подходов к стратегии и ее реализации. Некоторым бизнесам будет необходима реструктуризация, другим — быстрая адаптация к изменяющимся и трудно предсказуемым условиям, а на отдельных направлениях будут возникать новые возможности. Традиционного планирования будет недостаточно, чтобы должным образом реагировать на все эти ситуации.
Как мы уже писали на страницах HBR в статье «Стратегию диктует рынок» и в нашей последней книге, бизнес-среда может быть охарактеризована по трем измерениям: предсказуемость (можно ли планировать в ней свои дальнейшие шаги), гибкость (можно ли в одиночку или совместно с другими компаниями ее изменять) и суровость (можете ли вы в ней выжить). Составив из этих измерений матрицу, мы определили пять особых типов бизнес-среды, каждый из которых требует своего собственного подхода к стратегии и исполнению.
Читайте материал по теме: Как западному бизнесмену завоевать доверие китайских партнеров
Компаниям, работающим на китайском рынке, следует овладеть не только традиционным подходом (в предсказуемой и негибкой среде), но также адаптивным (в непредсказуемой и негибкой среде), инновационным (в предсказуемой и гибкой среде), формообразующим (в непредсказуемой и гибкой среде) и обновленческим (в суровой среде).
Организациям нужно развивать новые качества. Применение нужных подходов к стратегии и реализации — это не простое упражнение для ума, оно требует выработки четырех необходимых качеств, которые, по всей видимости, незнакомы многим крупным корпорациям. Компаниям следует развивать: адаптивность или способность грамотно экспериментировать, умение формировать рынок, а не просто в нем участвовать. Также важна способность к разноплановой деятельности или умение организовать дело таким образом, чтобы разные направления бизнеса применяли диверсифицированные, порой противоречащие друг другу подходы к стратегии и ее воплощению. И, наконец, разноплановое руководство или искусство сохранять состояние постоянного неравновесия в бизнесе и умение воспринимать разнообразие и противоречия.
Действовать необходимо уже сейчас. Мы уверены в том, что XIII пятилетний план еще сильнее ускорит процессы преобразований на и без того быстро меняющемся китайском рынке. Мы ожидаем, что динамика, которую мы наблюдаем на глобальном уровне — усиление конкурентной борьбы и снижение продолжительности жизни корпораций — будет полностью отражена и в китайских реалиях. Наше исследование, посвященное корпоративному обновлению, показало, что замедленная реакция на изменения во внешней среде является основной причиной большинства неудач многих крупных организаций. К тому же, несмотря на то что китайский рынок по своей природе обладает эволюционными свойствами и позволяет формировать бизнес-среду, для реализации формообразующих стратегий, как правило, требуется несколько лет, а также работа на упреждение. Принимая во внимания все вышеизложенное, мы утверждаем, что настало время действовать.
Материал подготовлен при участии Дэвида Хе. Он партнер и управляющий директор в пекинском филиале компании Boston Consulting Group.
Читайте по теме: