Неспортивное поведение: почему не нужно брать пример с выдающихся игроков и тренеров | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Неспортивное поведение: почему не нужно брать пример с выдающихся игроков
и тренеров

Сооснователь журнала Fast Company Билл Тейлор о том, что у футбольных команд и компаний нет ничего общего

Автор: Билл Тейлор

Неспортивное поведение: почему не нужно брать пример с выдающихся игроков и тренеров
hbr.org

читайте также

Жизнь без спешки

Гусинская Ирина

Время действовать

Присцилла Кламан

Основы китайской политики в Гонконге

Джастин Фокс

Джентльмены неудачи

Марина Иванющенкова

От редакции. Десять лет назад, накануне самого популярного спортивного события в США – финального матча Национальной футбольной лиги, который обычно называют Супербоулом, Harvard Business Review опубликовал колонку сооснователя журнала Fast Company Билла Тейлора «Why sports are terrible methapor for business». Сегодня мы впервые публикуем ее на русском языке и предлагаем в комментариях к этому материалу согласиться или поспорить с Тейлором.

Как это всегда бывает, оживленные разговоры вокруг самого важного матча в самом важном американском виде спорта выходят далеко за рамки футбола и затрагивают бизнес и управление. Могут ли успехи «Патриотов» (один из клубов НФЛ New England Patriots, выиграл пять Супербоулов, в том числе в феврале 2017 года – прим. ред.) на протяжении последних пятнадцати лет преподать нам какие-либо уроки о командной игре, применимые не только в футболе? Говорят ли непревзойденные результаты Билла Беличика (тренер New England Patriots – прим. ред.) о его навыках, которые выходят за рамки тренерских и могут быть полезны другим руководителям? Даже в таких серьезных изданиях, как The Economist, время от времени появляются публикации о параллелях между спортом и бизнесом. Несколько лет назад в статье, посвященной «Барселоне», лидеру в европейском виде футбола, этот журнал заявил, что каталонский клуб «нашел особое решение для некоторых проблем, вызывающих самые жаркие дискуссии в теории управления». Вот это да!

Итак, внимание, вопрос: чему может спорт вообще и футбол в частности научить нас, когда речь заходит о конкуренции и успехе, таланте и командной работе, ценности и ценностях? Боюсь, что моим ответом будет: «Да почти ничему». Спорт – это ужасная аналогия для бизнеса, и лидеров, пытающихся найти идеи для своей работы на футбольном поле, ждет жестокое разочарование.

Вот почему сравнивать спорт и бизнес неправильно.

У состязаний и успеха в бизнесе совершенно разная логика. Футбол или баскетбол так захватывают нас благодаря тому, что в конце сезона победителем будет лишь одна команда. В случае с Супербоулом у нас имеется лишь один чемпион и 31 команда Национальной футбольной лиги с разбитыми надеждами и разочарованными болельщиками. Чтобы одна команда победила, все остальные должны проиграть. Логика конкуренции в бизнесе нисколько на это не похожа. Самые успешные компании –выигрывающие по-крупному и создающие самую большую экономическую ценность – гораздо заботятся не столько о том, чтобы разбить конкурентов, сколько о том, чтобы порадовать и удивить клиентов. Сама идея игры с нулевой суммой (чтобы я выиграл, ты должен проиграть) безвозвратно ушла в далекое прошлое. Практически в любой отрасли найдется место для множества разных победителей, каждый из которых будет прекрасно обслуживать свой сегмент рынка или группу потребителей.

Несколько лет назад, когда мы с Полли Лабарр собирали материал для книги «Mavericks at Work», мы интервьюировали Майка Макью, одного из выдающихся предпринимателей Кремниевой долины. Вот как он объяснил свой подход к стратегии и успеху: «Даже в случае, когда конкуренты многочисленны и очень сильны, не думайте о них. В буквальном смысле прекратите о них думать. Каждый раз, когда вы что-то обсуждаете со своими коллегами и у вас появляется искушение поговорить о конкуренте, поговорите вместо этого об отзывах или опросах ваших пользователей. Думайте только о клиентах».

У командной игры и работы с талантом совершенно разная динамика. Может показаться, что компаниям стоит многому поучиться у высокоэффективных спортивных коллективов вроде New England Patriots, но это практически бесполезно. Важно понимать, что «командная игра» в НФЛ – это сотрудничество игроков с абсурдно короткой карьерой, а их преданность команде ограничена длиной контракта. По подсчетам The Wall Street Journal, средняя продолжительность карьеры в НФЛ – 2,66 года.

Работа тренера НФЛ – это крики, запугивания и любые другие способы выжать максимум усилий из игроков, которые не планируют надолго у него задержаться. Какая компания в здравом уме избрала бы такой подход? Организациям, которые работают на долгосрочную перспективу и надеются привлечь, вырастить и удержать лучших специалистов в своей области, которые хотят создавать атмосферу, где выдающиеся люди прилагают максимум усилий год за годом, нечему учиться у НФЛ с ее близоруким, совершенно «одноразовым» менталитетом. Если не стесняться называть вещи своими именами, то большинство футбольных команд – это сборище наемников, управляемое деспотом. Выдающиеся организации в бизнесе так не работают.

Способы создания экономической ценности совершенно разные. Даже самые ярые болельщики согласятся с тем, что спорт – это бизнес. И оказывается, что спортивный бизнес может предложить нам еще меньше уроков для бизнес-лидеров, чем то, что происходит на поле. В отличие от большинства компаний с миллиардной капитализацией, которыми владеют акционеры и управляют советы директоров, почти любая из команд НФЛ находится в руках одного человека и не подчиняется практически никому, кроме других хозяев-миллиардеров. Единственное достойное упоминания исключение – команда Green Bay Packers, которая зарегистрирована как некоммерческая организация и управляется таким образом, чтобы это приносило пользу городу.

За последние двадцать лет хозяева команд, входящих в лигу, заработали огромные деньги, заключив дорогостоящие телевизионные контракты, выторговав своим командам огромные налоговые льготы и придумав новые способы извлечения выгоды с помощью интернета. Их хищническая тактика принесла им немалые доходы – но также и огромную непопулярность у болельщиков. Помните старую пословицу: «Не надо ненавидеть игрока, ненавидь игру»? Что ж, фанаты НФЛ (честно говоря, и всех других видов спорта тоже) любят игроков, но ненавидят владельцев.

Разумеется, среди гендиректоров компаний тоже часто встречаются непопулярные личности. Но есть ли на свете публичная компания, которая бы согласилась иметь настолько одиозного в глазах клиентов (фанов) СЕО, насколько владелец Chargers Алекс Спанос ненавистен жителям Сан Диего или хозяин Rams Стэн Кронке – жителям Сент-Луиса?

И даже не вздумайте упоминать при фанатах имя руководителя НФЛ Роджера Гуделла – наверное, самого непопулярного спортивного топ-менеджера в мире. Трудно понять, как согласуются между собой беспрецедентная популярность американского футбола с грандиозной непопулярностью владельцев команд НФЛ, но таков уж спортивный бизнес. И это еще одна причина того, что спортивные аналогии в бизнесе – глупое занятие. Трудно научиться руководству у отрасли, где чучела лидеров сжигают на кострах, а самих лидеров освистывают.

Итак, я желаю всем прекрасно провести время, наблюдая за Супербоулом, но идея того, что происходящее на поле (или в кабинетах менеджеров команд) может научить нас чему-либо, что должно происходить в других организациях, глубоко ошибочна. Тщательно изучать игру – интересное дело, но не будем обманываться: уроки, выученные в спорте, неприменимы к нашим ролям создателей компаний и бизнес-лидеров.

Об авторе: Билл Тейлор – сооснователь журнала Fast Company, писатель, предприниматель.