Стимулятор для менеджера | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стимулятор
для менеджера

Автор: Пиблз Эллен

Стимулятор для менеджера

читайте также

Связной. Стратегия бурного роста

Учимся проводить реформы в компании

Михаил Умаров

Стратегические преимущества рандомизированного принятия решений

Адам Джоб,  Мартин Ривз,  Михня Молдовяну

«Эйфелева башня — это просто железяка»: как реагировать на абсурдные отзывы

Kэтрин Уайт,  Лея Х. Данн,  Томас Эллард

читайте также

Сегодня вашим сотрудникам доступны медикаменты, способные не только эффективно лечить некоторые виды депрессии, но и существенно изменять характеристики личности, причем в направлении, благоприятном для бизнеса. Прежде всего это селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (SSRI) вроде Prozac. В своем бестселлере “Слушая Prozac” (Listening to Prozac) Питер Креймер рассказал о двух пациентах, которые, пройдя курс лечения препаратом, заметно изменились, поднявшись “выше среднего уровня”: они стали увереннее в себе и искуснее в заключении сделок, их способность к социальной адаптации в целом выросла. Одна из пациенток, избавившись от депрессии, попросила увеличить ей дозу препарата - она считала, что это позволит ей увереннее говорить с начальством о повышении по службе.

Брайан Кнутсон из Стэнфорда и его коллеги из Психиатрического института Лэнгли Портера анализировали кратковременные эффекты при воздействии SSRI на людей без каких-либо психологических отклонений. В течение месяца одна группа испытуемых ежедневно получала Paxil, вторая – плацебо. Затем и те и другие участвовали в проведении сложных переговоров. Оказалось, что люди, принимавшие Paxil, действовали успешнее тех, кто получал плацебо, – возможно, из-за того, что были настроены более доброжелательно.

Итак, перед нами открывается соблазнительная перспектива. Готовясь к завершению важной сделки, позаботьтесь о том, чтобы сотрудники, ведущие переговоры, принимали нужные лекарства, – ведь неизвестно, какими средствами пользуется другая сторона. Исследуя эти аспекты, Креймер размышлял о том месте, которое “косметическая психофармакология” (этот термин он сам и ввел) могла бы занять в мире бизнеса. Действительно, кто бы отказался подняться “выше среднего уровня”? Кому не хотелось бы стать более собранным и оптимистичным, более искусным в общении? “Ко мне часто обращаются с подобными просьбами, – говорит Джо Гленмаллен, психиатр из Гарварда. – Однако именно для этих целей я бы не стал рекомендовать такие препараты”.

Креймер отмечает, что пациенты пока не обращаются к нему за лекарствами без реальной нужды. Он объясняет это боязнью побочных эффектов (многие из принимающих Prozac жалуются, в частности, на сексуальные проблемы). Что касается аналогичных препаратов, например Zoloft и Celexa, то для них характерен эффект отмены: если внезапно прекратить прием или пропустить несколько доз, последствия оказываются очень болезненными. Кроме того, как и в случае с косметической хирургией, человеку, рассматривающему возможности косметической психофармакологии, особенно трудно побороть страх потерять свой естественный темперамент. Креймер называет еще одну причину скептического отношения к таким средствам – это позиция, которую покойный Джералд Клерман назвал фармакологическим кальвинизмом. “Согласно исследованиям, пациенты часто принимают меньше лекарств, чем прописывают доктора, – отмечает Креймер. – Люди не хотят принимать медикаменты”.

Для бизнеса эта проблема серьезнее, чем употребление лекарств без необходимости. Потери рабочего времени по причине депрессии дорого обходятся компаниям: только в США объем таких потерь составляет в год 31–44 млрд долларов. “По меньшей мере, в половине случаев депрессии не принимается никаких лечебных мер, – констатирует Джоанна Вольпе-Вартанян, психотерапевт из Бруклина (Массачусетс). – Служащие не решаются воспользоваться полагающимися им медицинскими услугами, боясь, что начальство посмотрит на это косо”.

Когда психофармакологию станут воспринимать не как средство решения проблем, а как способ получения преимущества, ситуация изменится. У спортсменов есть стероиды, у военных летчиков – предстартовые таблетки. Неужели амбициозные менеджеры захотят оказаться хуже остальных?