Привлекайте студентов | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Привлекайте студентов

Авторы: Харрисон Сигвальд , Лоранж Питер

Привлекайте студентов

читайте также

Пора перелетать в облака

Темная сторона скидок

Как выжить ресторанам в период эпидемии и кризиса

Рафи Мохаммед

Вредные советчики: почему люди не хотят делиться мнением, если оно не единственное

Дженнифер Логг,  Лесли Джон,  Франческа Джино,  Хейли Бланден,  Элисон Вуд Брукс

Ученые и промышленники взаимодействуют уже давно, однако центры инноваций, впервые созданные их общими усилиями на заре промышленной революции, в последнее время сами подвергаются глубоким изменениям. Сейчас многие компании ищут новые способы, которые позволили бы им c большей отдачей использовать результаты научных исследований. Наибольших успехов на этом поприще добилась Porsche.

Несколько лет назад Porsche, которая производит на 90% меньше автомобилей, чем BMW или Mercedes-Benz, опередила обе компании в разработке и выпуске принципиально новых керамических тормозов. И это при том, что Porsche взялась за проект позже других, привлекла к нему в десять раз меньше инженеров, чем конкуренты,

и обошлась силами небольшого числа собственных специалистов по легким и композитным материалам. Проанализировав процесс создания инноваций в Porsche, мы пришли к выводу, что этих и других значительных достижений в области НИОКР компания добилась во многом благодаря своему умению открыто и плодотворно сотрудничать с научным сообществом.

Porsche постоянно поддерживает тесную связь с университетами и привлекает их к проектам в тех случаях, когда не хватает знаний лишь собственных сотрудников. Каждый год компания приглашает в свою лабораторию, расположенную в городе Вайсах (Германия), около 600 студентов, заканчивающих магистратуру. Здесь бок о бок с 2000 штатными инженерами на протяжении четырех-шести месяцев они работают над своими дипломами. Компания ежегодно выделяет почти $30 млн евро на оплату стажировки студентов, финансирование внешних университетских исследований или эксклюзивных научно-исследовательских разработок. Поэтому в штате у нее состоит всего десять специалистов (в штате BMW или Mercedes — около 200), которые занимаются общими исследованиями. При этом один студент обходится Porsche на 15% дешевле, чем штатный сотрудник, а значит, компания экономит немалые средства.

Хотя студенты занимаются прежде всего общими направлениями НИОКР, они участвуют во всех этапах разработки продуктов (за безопасность и качество отвечают только штатные сотрудники Porsche и ее стратегические поставщики.) Они также выводят новые продукты, результат своего труда, на рынок — именно в этом и заключается особенность сотрудничества Porsche с научным сообществом. Студенты помогают компании найти новых партнеров, которые взялись бы за внедрение придуманных ими технологий. Кроме того, студенты разрабатывают производственные процессы на основе последних изобретений, сделанных в их университетах, и реального опыта партнеров.

Стажером Porsche может стать любой студент из любой страны, но чаще всего их набирают из местных университетов, потому что по правилам компании стажировка проходит только на ее территории. Студенты работают много, порой по 60 часов в неделю, в тесном контакте со штатными инженерами. Ежегодно компания получает свыше 2000 заявок и тщательно отбирает стажеров, обращая особое внимание на активность, творческие способности претендентов

Из опыта сотрудничества Porsche с научной средой можно извлечь немало полезных уроков.

Обращайте внимание на творческое начало и активность стажеров, а не на их оценки. Лучших результатов обычно добиваются студенты, которые любят машины конкретной компании или интересуются автомобилестроением вообще. Однажды Porsche взяла на стажировку студента с весьма посредственными оценками, учтя, что деньги

и соответствие темы их дипломов стратегическим интересам Porsche и практическим разработкам своих научно-исследовательских подразделений. Предварительный отбор проводит корпоративный отдел персонала; окончательный — отделы, в которых студенты будут стажироваться.

Программа предусматривает поощрение студентов: самых способных (а таких менее 10%) после стажировки берут в штат, возможность получить этот «счастливый билет» — сильный мотивирующий фактор. Остальные становятся членами своего рода клуба выпускников и продолжают работать с компанией — консультировать ее в области исследований и технологий. Несколько раз в год бывшие стажеры встречаются друг с другом, иногда проводят выходные в каком-нибудь замке на юге Германии или в Австрии, где отдыхают и участвуют в тест-драйвах последних моделей.

на учебу он зарабатывал сам — в автосервисе, который обслуживал машины именно Porsche. Молодой человек как свои пять пальцев знал все детали всех моделей Porsche, и в конце концов был принят в штат.

Пользуйтесь Интернетом. В Porsche первоначально будущих стажеров отбирают через Интернет — это позволяет компании существенно сократить издержки на программу.

Обращайтесь со стажерами как с сотрудниками. Студенты на равных со штатными инженерами компании создают новые продукты, участвуют во всех неформальных мероприятиях и в письменном виде получают подробную оценку своей работы, даже если компания не планирует брать их на постоянную должность. Все это делается ради того, чтобы наладить полноценное сотрудничество между штатными инженерами и студентами и чтобы студенты получили богатый опыт.

Уделяйте внимание потокам информации и презентациям. Студенты регулярно выступают перед сотрудниками разных отделов Porsche с презентациями своих разработок. Таким образом информация об их исследованиях быстро распространяется по всей компании. При этом стажеров просят представлять данные в максимально наглядной форме, а не читать длинные письменные доклады.

Привлекайте студентов к любой полезной деятельности. Porsche поручает студентами непростые и важные задачи: например, они ищут новых поставщиков и выводят новые продукты на рынок. Благодаря этому стажеры знакомятся со всеми этапами инновационной деятельности, а компания получает максимальную отдачу от их разработок.

Поощряйте лояльность. Компания укрепляет преданность студентов брэнду Porsche, предоставляя им интересную работу во время стажировки и поддерживая с ними тесную связь после ее окончания.

Привлекая студентов, Porsche получает доступ к перспективным идеям и может внедрять их быстрее, чем конкуренты. Компаниям, занимающимся инновациями, стоит последовать ее примеру и максимально полно воспользоваться всем, что им может предложить научный мир.