читайте также
В каждом номере HBR — не меньше десятка таблиц, графиков и схем, передающих содержание статей визуальными средствами. Они преподносят информацию в наглядной форме, но при этом многие из них имеют смысл только в контексте определенной статьи. Однако порой диаграмма или схема настолько точно передают важную стратегическую идею, что становятся общепризнанными инструментами менеджмента: их изучают студенты МВА, ими пользуются руководители компаний. В 2012 году нашему журналу исполняется 90 лет. В преддверии этой даты мы решили покопаться в своих архивах и в других материалах, чтобы найти графические инструменты, изменившие подход к стратегическому планированию.
Матрица роста / доли рынка, или Матрица BCG
Созданная Boston Consulting Group в 1968 году, матрица отражает взаимосвязь между темпами роста рынка и долей рынка и позволяет анализировать состояние различных продуктов и видов деятельности компании. Этим инструментом пользуются, чтобы научить менеджеров доить «коров», вовремя прогонять «собак», инвестировать в «звезд» и оценивать риски и потенциальную прибыль от «вопросительных знаков».
Кривая опыта
Разработана Boston Consulting Group в 1966 году. Несмотря на внешнюю простоту, кривая точно передает идею о том, что компании получают конкурентное преимущество за счет эффекта масштаба: со временем они учатся снижать затраты, повышать производственные показатели и улучшать характеристики продуктов, дорабатывая их и используя более совершенные технологии.
Пять сил конкуренции
До 1979 года, когда HBR опубликовал революционную статью Майкла Портера, под конкуренцией подразумевали соперничество между компаниями. Мало кто задавался вопросом, почему одни отрасли по определению более или менее прибыльны, чем другие, и насколько устойчива их прибыль. Схема, предложенная Портером, в корне изменила ситуацию: сегодня все, от студентов до предпринимателей и консультантов, пользуются его моделью, чтобы, оценив пять факторов, определить конкурентное положение компании.
Подрывные инновации
В 1995 году Клейтон Кристенсен и Джозеф Бауэр опубликовали в HBR свою статью и проиллюстрировали ее простым графиком. Авторы высказали идею о том, что крупным компаниям могут угрожать производители менее качественных товаров, отвечающих запросам менее требовательных клиентов, и что со временем качество этих товаров улучшается.
Рыночная пирамида
Сегодня все менеджеры знают, что наибольшие возможности для роста — на развивающихся рынках и что, удовлетворяя запросы потребителей со «дна пирамиды», можно построить успешный бизнес. Впервые эти идеи были отражены в схеме, иллюстрирующей статью Коимбатура Прахалада и Кеннета Либертала, которую HBR опубликовал в 1998 году. Хотя люди с годовым доходом $5000—10000 мало кому кажутся выгодными клиентами, они демонстрируют высокую покупательную способность в таких областях, как продукты питания, жилье и электроэнергия.