Хотите эффективно учить сотрудников? Постройте образовательный маршрут | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите эффективно учить сотрудников? Постройте
образовательный маршрут

Как обеспечить организацию нужными навыками

Авторы: Марк Зао-Сандерс , Джорджина Пик

Хотите эффективно учить сотрудников? Постройте образовательный маршрут
David Malan/Getty Images

читайте также

План не имеет значения

Карл Шрамм

Пять вопросов для Фрейда

Сара Томли

25 июня прошла встреча HR клуба

История о холостяке

Бланком Александром Management Wealth UBS директором рассказанная

В связи с последними изменениями на рынке труда, в особенности в условиях пандемии COVID-19, дефицит квалификации и навыков мировой рабочей силы быстро нарастает. В прошлом году эксперты Всемирного экономического форума подсчитали, что устранение этих пробелов может привести к росту ВВП на $6,5 трлн к 2030 году. В то же время мир перегружен обучающими материалами. Какой же способ лучше всего подходит, чтобы обеспечить ваших сотрудников именно тем контентом, который поможет им развить навыки, необходимые для устранения дефицита компетенций в вашей организации и достижения ею долгожданных коммерческих успехов?

Для большинства фирм ответ на этот вопрос — составить обучающий маршрут, то есть сформировать определенную последовательность образовательных ресурсов (часто — полученных из разных источников) для выработки необходимых навыков и поведенческих моделей. Корпоративные образовательные системы — платформы для обучения через обмен опытом (Learning Experience Platforms, LXP) и системы управления обучением (Learning Management Systems, LMS) — в работе с пользователем тоже опираются на принцип обучающего маршрута: научитесь этому и сможете делать то. На самом деле каждый раз, когда один сотрудник посылает другому какой-либо контент (по электронной почте или с помощью Slack, Microsoft Teams, LinkedIn), формируется неформальный образовательный маршрут. Курирование контента все чаще вытесняет предыдущий тренд на создание контента. Мы наблюдаем это не только в корпоративном мире. Лавина видеореакций на YouTube и TikTok — тоже проявление популярности курирования и добавочной ценности в массовой культуре.

Лучшие из образовательных маршрутов гармонично объединяют разносторонние материалы в единые, целостные, содержательные и познавательные циклы, которые помогают добиваться важных изменений в профессиональной и личной жизни. Худшие из них (встречающиеся гораздо чаще) добавляют мусора в и так уже засоренное море корпоративного контента и только запутывают и разочаровывают учащихся.

Курирование образовательных маршрутов — отчасти искусство, отчасти наука. Рассмотрим ниже, как формировать подобные ресурсы и как мотивировать людей отправляться в увлекательные познавательные путешествия, которые помогут им не только расширить горизонты, но и добиться большего в карьере.

Как выбрать направление?

Какие именно образовательные маршруты нужны вашей организации? Ориентирами могут послужить релевантные внутрикорпоративные данные: сведения о поисковых запросах, бизнес-приоритеты, материалы по анализу трендов и будущих потребностей в навыках, а также должностные инструкции. В дополнение к этим источникам побеседуйте с вашей целевой аудиторией и узнайте, какие пожелания высказывают сотрудники и какие трудности у них возникают. Продолжайте задавать вопросы, пока не дойдете до коренных причин этих трудностей. Предположим, что коллега сказал вам: «У меня не получаются презентации». Вместо того чтобы броситься создавать обучающий маршрут по оформлению презентаций или сторителлингу, копните глубже, чтобы понять, в чем заключается фундаментальная причина проблемы. Спросите: «Как вы готовитесь к презентациям?», или «Какие у вас ожидания по поводу презентаций?», или «Как вы себя чувствуете перед презентацией и во время нее?» Возможно, вы убедитесь, что коренные причины затруднений вашего коллеги — неуверенность в себе и установка на отсутствие изменений. Это поможет вам построить маршрут, который приведет его к цели. Некоторые из выявленных запросов и направлений с учетом срочности и полезности можно сделать приоритетными, чтобы скорее достичь максимального обучающего эффекта в команде.

В то же время постарайтесь не ограничиваться традиционным корпоративным мышлением: должность, выполняемые обязанности и должностные инструкции — это еще не все, люди гораздо многограннее и разнообразнее своих корпоративных отражений. Если искать идеи, как побудить кого-то учиться, только на основании должностной инструкции, большого успеха это не принесет. Попробуйте более свободный подход, который позволит вам зажечь воображение коллег. Имейте в виду, что название маршрута тоже важно. «Трудные переговоры», «Стойкость» и «Сотрудничество с коллегами» — хорошие варианты, которые вполне могут быть для вас актуальны. Но такие названия, как «Кризисные переговоры», «Как контролировать амигдалу» и «Как учитывать разные точки зрения», могут больше заинтересовать и воодушевить.

Эффективные маршруты

Разобрались в потребностях и интересах целевой аудитории? Теперь пора начать строить маршруты, которые будут им соответствовать. Для построения достойного маршрута нужно тщательно проработать его структуру и выбрать источники обучающих материалов.

Чтобы маршрут был полезным, его структура должна соответствовать его назначению. Вы четко понимаете цель маршрута? Для кого он? Какая у него задача — обучить, проинформировать, вдохновить или что-то еще? Можно ли расставить его части в логической последовательности, которая расскажет учащемуся историю, доступную его пониманию? Удалось ли вам составить правильный набор источников, в котором есть и интересный контент, чтобы привлечь внимание в начале курса, и материалы для углубленного изучения и закрепления полученных знаний? Эти элементы дополняют друг друга или некоторые из них создают ненужное дублирование? Соответствует ли общая длительность маршрута задачам адресатов и смыслу программы?

Затем нужно оснастить построенный каркас обучающими материалами. Заметьте, что наличие у маршрута хоть какой-то структуры заметно ускорит его курирование, так как создаст условия для гораздо более целенаправленного поиска по более конкретным запросам. Приведенный ниже чек-лист поможет вам подобрать правильное наполнение.

Разнообразие жанров. Многообразие форматов (статьи, видео, подкасты, инфографика и т. д.) поможет сделать программу более интересной, будет способствовать лучшему запоминанию изучаемых концепций, а также позволит создать маршрут, соответствующий более широкому спектру предпочтений учащихся.

Новизна. Свежий контент жизненно необходим в быстро меняющихся сферах — в частности, таких как машинное обучение. Материалы о направлениях деятельности, которые меняются не так быстро — например, о написании текстов (вроде этой статьи о том, как мы думаем и пишем, опубликованной в 1973 году), могут в течение десятков лет оставаться нестареющей классикой.

Поставщики. Включите в ваш маршрут материалы от нескольких непохожих друг на друга поставщиков: разнообразие авторского опыта и мировоззрения позволит смягчить влияние малозаметных предрассудков.

Объем. Малые формы отлично подходят, чтобы привлечь внимание учащихся, представить или подытожить концепции. Их стоит дополнить объемными материалами, которые позволят получить более глубокие знания.

Процесс создания маршрутов, как правило, будет цикличным и нелинейным. Выбор того или иного источника повлияет на состав остальных этапов, ведь с учетом каждого решения вы будете оценивать, какие материалы стоит или не стоит включать в маршрут. Возможно, вы подумаете, что нашли идеальную статью, но позже предпочтете ей курс или видео на ту же тему — из соображений разнообразия, познавательности, новизны и широты охвата (эти качества часто встречаются в рекомендательных системах). Быть может, вы решите вернуться к этапам исследования материалов или планирования маршрута, чтобы прояснить потребности аудитории после того, как больше узнаете о доступном контенте.

Вот пример структуры маршрута по визуализации данных.

● Аперитив — Эдвард Тафти, Beautiful Evidence (основные идеи), Intelligence Squared (YouTube), видео

● Простой, доступный пояснительный материал — The 5 Most Important Principles of Data Visualization (Пять важнейших принципов визуализации данных — прим. ред.), Towards Data Science (источник), статья

● Методология 1 — Data Analysis and Presentation Skills: the PwC Approach Specialization (Анализ данных и навыки составления презентации: подход PwC — прим. ред.), Coursera, курс

● Методология 2 — Data Visualisation: Data Visualisation with Tableau Fundamentals (Визуализация данных: Визуализация данных и основы Tableau — прим. ред.), Future Learn, курс

● Методология 3 — Introduction to Data Visualization in Python (Введение в визуализацию данных на Python — прим. ред.) Towards Data Science (источник), статья

● Первый пример применения навыков — Visualizing Data (Визуализация данных — прим. ред.), Harvard Business Review Insight Center, отчет

● Второй пример применения навыков — Mistakes, we’ve drawn a few (Ошибки, которые мы допускаем в визуализации данных — прим. ред.), The Economist (источник), статья

● Дополнительный материал — Financial Times Visual Vocabulary (Визуальный словарь Financial Times — прим. ред.), The Financial Times (GitHub), инфографика

Популярные маршруты

Если вы построите его, они придут? Чтобы увеличить такую вероятность, объясните все о вашем маршруте и упоминайте о нем в подходящих ситуациях.

У учащихся будет более сильная мотивация уделить время освоению маршрута, если вы объясните им, почему он будет им полезен. В чем бы ни заключались преимущества (будь то необходимость для решения определенных задач, польза для личностного роста или просто приносимая учебой радость), изложите их, чтобы у учащихся была возможность взвесить, стоит ли им тратить на это время и внимание. Ниже перечислены некоторые способы передать, в чем ценность ваших маршрутов.

● На уровне маршрута можно указать в описании, каких целей он поможет достичь учащимся. По возможности приспосабливайте это описание к своей организации или отрасли. Если речь идет о маршруте, созданном для компании в целом, по-своему объясняйте каждой команде, в чем он может помочь именно ей.

● На уровне контента можно давать пояснения — например, указывать, почему тот или иной материал включен в маршрут, или отмечать, какой подраздел особенно хорошо подходит к ситуации в компании. Это не только облегчит обучение и повысит его эффективность, но и покажет учащимся, что создатель маршрута сам тщательно изучил предложенный контент (а так бывает не всегда!).

● Социальное доказательство. Если маршрут курирует или одобряет эксперт по соответствующей теме или влиятельный бизнес-лидер, вероятность того, что учащиеся воспользуются предложенной им программой, повышается.

Чтобы ваш образовательный маршрут привлек должное внимание, вам нужно донести эти пояснения до целевой аудитории. Приурочьте это к мероприятию или ключевой инициативе, где у многих будет возможность с ним заодно познакомиться. Для подкрепления успеха посвятите ему пиар-кампанию на информационном канале, который предпочитает ваша компания. Убедите руководящих сотрудников и других влиятельных стейкхолдеров осознанно продвигать его.

Каждый человек в вашей организации может стать куратором блестящих образовательных маршрутов. Они сыграют важную роль в повышении уровня компетенций для всей организации в целом и для каждого в отдельности. Обучайте ваших сотрудников и побуждайте их становиться экспертами и делиться своими знаниями за счет создания высококачественных и востребованных образовательных маршрутов. Направьте свой персонал на путь, на котором они получат навыки и компетенции, нужные и вашей компании, и им самим.