Как преодолеть сопротивление новым идеям | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как преодолеть сопротивление
новым идеям

Готовьтесь к сопротивлению и не отступайте перед ним.

Автор: Томас Редман

Как преодолеть сопротивление новым идеям

читайте также

Даешь экологию!

Анру Грегори,  Еттенсон Ричард

Пример для финансового сектора

Кэнделл Лоренс

Как принимает решения эффективный совет директоров

Юсим Майкл

Простой способ сделать ваших сотрудников немного счастливее

Лиз Уайзман

Когда 30 лет назад я начал работать над качеством данных, я и не догадывался, что затея предотвратить ошибку в самом источнике данных покажется революционной. Не предчувствовал я и того сопротивления, с которым предстояло столкнуться при внедрении в жизнь этой, казалось бы, элементарной идеи. С годами я усвоил урок: во что обходится продвижение любой реформы, связанной с данными, будь то новая программа проверки их качества, новый тип данных или новая стратегия, опирающаяся на информацию. И усвоенные мной знания весьма актуальны и сейчас, когда все больше специалистов ищут возможности охватить работой с данными новые горизонты.

Тем, кто продвигает работу с данными (этим «революционерам»), следует понять, как они пугают большинство обычных людей. Революционеры видят лишь потенциальные преимущества своего предложения: экономию денег, более точные решения, новые рынки, которые предстоит покорить. Они словно бы не замечают тот масштаб изменений, которые вынуждены претерпеть люди и компании, чтобы воспользоваться подобными преимуществами. Весь нормальный ход вещей нарушается, и процесс работы, и деловые отношения, и структуры власти. Многим сотрудникам тяжело и страшно — учиться новому, заново строить отношения, по непривычным параметрам оценивать свою работу. А кто-то и вовсе останется за бортом.

Если принять во внимание этот сбой в нормальном ходе жизни, сопротивление покажется вполне нормальным и естественным. Учтите, что многие идеи, особенно из сферы данных себя так и не оправдали. Одни оказались попросту неверными и вполне заслужили забвение, но и много отличных идей не удалось реализовать лишь потому, что революционеры были слишком идеалистичны, а в области внутренней политики — наивны. Готовьтесь к сопротивлению и не отступайте перед ним.

На основании собственного опыта я выделил четыре типа сопротивляющихся.

  1. Закоренелые. Некоторые люди вообще не приемлют никаких перемен, зачастую они просто говорят «Нет и все!», не располагая никакими рациональными доводами. Правильнее будет не обращать на них внимания: переубедить таких людей не удастся, лучше сберечь время для более продуктивных дел.
  2. Читайте материал по теме: Нельзя делегировать подчиненным осуществление реформы
  3. Пассивные. Часть оппозиции пассивна, люди присматриваются, куда ветер дует. Идеи приходят и уходят (в одной компании, с которой мне довелось работать, сотрудники ворчали: «У начальства новая мода месяца»), ни у кого нет желания второпях принимать ту или иную стратегию. Это раздражает, особенно когда те же самые люди в частном разговоре уверяют, что сама-то идея им нравится. Но придется постоянно беседовать с «пассивными», выслушивать их опасения, разъяснять свое видение будущего и просить у них поддержки.
  4. Разумные спорщики. Встречается и позитивная форма сопротивления, когда люди предлагают разумные доводы против вашей программы. Прислушайтесь к этим сотрудникам, вникните в их опасения. С их помощью вы сможете отладить программу, и в итоге именно они станут самыми надежными и деятельными вашими сторонниками.
  5. Читайте материал по теме: Перемены осуществляются не начальниками, а лидерами
  6. Бюрократы. Часть оппозиции исходит от внутренней бюрократии: все эти комитеты, которые проверяют и перепроверяют идеи, назначают бюджет, распределяют место и время работы, устанавливают стандарты и т. д. В подобных структурах отчетливо проступает приверженность статус-кво, они норовят обделить новые идеи ресурсами, выставляют всевозможные препятствия и бьют по голове оппонентов. Это действительно сложная проблема: вам понадобится собственная команда поддержки, чтобы справиться с ней.

К счастью, большинство сотрудников открыто новым идеям, и они помогут вам развернуть эту инициативу с данными и преодолеть сопротивление. Ищите себе сторонников среди таких людей, а чтобы завоевать их, первым делом продемонстрируйте, насколько они полезны. Лучший способ сделать это — провести пилотное исследование — например, с одной группой данных или с данными по одному отделу, в «спецлаборатории».

Нужно открыто просить о помощи. Слишком часто революционеры забывают сделать это: они влюблены в свои идеи, чересчур уверены во всеобщем признании или попросту не хотят выпускать из рук контроль, но все их усилия останутся тщетными, пока они не выстроят базу поддержки. Я постоянно вижу, как много сотрудников готовы и даже хотят помочь, но они не станут напрашиваться — вы должны сами обратиться к ним.

В числе самых активных сторонников обязательно должны быть члены руководства — ни разу мне не довелось увидеть, чтобы реформа данных осуществилась без помощи сверху. Лишь топ-менеджеры властны предоставить вам ресурсы для масштабирования, разобраться с бюрократами и привлечь на сторону реформы и революции пассивное большинство.

Читайте материал по теме: Перестройка — не событие, а эпоха

Постоянно активно вовлекайте сторонников в общее дело. Помогите им понять, «какой им лично в этом прок», давайте им конкретные поручения. Слишком часто революционеры получают одобрение от кого-то из руководства и тем удовлетворяются, а нужно обращаться вновь и вновь: «Бюджетный комитет опять тормозит. Поможете разобраться?».

И наконец, прислушивайтесь к опыту тех, кто уже ходил по таким дорожкам. Вам подскажут, как ускорить реформы, как преодолеть или обойти препятствие, помогут установить связи. И вам нужен надежный человек, способный взглянуть вам прямо в глаза и сказать, что вы заблуждаетесь — тогда вы вовремя откорректируете свой курс.

Последний и самый важный совет: главное — не сдавайтесь. Хорошая идея — вещь необходимая, но недостаточная. Реформы данных осуществляются лишь там, где их поборники трудятся изо всех сил и держатся при любом сопротивлении: одних удается убедить, других — «пережить». Найдутся способы выставить в лучшем свете тех, кто принял реформу, и нужно показать руководителям, чем они могут помочь в новом деле и одновременно свести к минимуму риск для их авторитета на случай неудачи.

Читайте по теме: