Как не упустить лучших соискателей в эпоху удаленного найма | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как не упустить лучших соискателей в эпоху
удаленного найма

Восемь советов, которые помогут провести эффективное онлайн-собеседование

Автор: Рэй Рингель

Как не упустить лучших соискателей в эпоху удаленного найма
Jorg Greuel/Getty Images

читайте также

Интернет-платформы — новая модель самоорганизации людей

Джим Уайтхерст

Секреты супербоссов

Сидни Финкельштейн

Почему быстрая прибыль вредит экономике

Роджер Мартин

Подружитесь с инвесторами

Билл Макнабб,  Деннис Кэри,  Рэм Чаран

Компании пытаются заполнить рекордное число вакансий удаленно, и в интернете можно найти огромное количество советов для соискателей о том, как выделиться из общей массы и проявить себя, насколько это возможно в узких рамках собеседования в Zoom.

А как же быть на другом «полюсе» — работодателям? Для них «взломать код» проведения удаленных собеседований не менее важно. Неудачный выбор сотрудника стоит денег и может подорвать настрой в команде. В отсутствие большого количества данных, которые можно получить только при личной встрече (ощутить рукопожатие, почувствовать, как меняется энергия, когда кандидат входит в комнату), работодателям необходимо развивать новые стратегии, чтобы определять, подходит ли им человек.

Пандемия и начавшееся на ее фоне «Великое увольнение» многое изменили и продолжают влиять на организации и их подходы к работе, и в этих новых условиях удаленные собеседования уже никуда не исчезнут. Вот несколько советов для работодателей, стремящихся научиться выявлять лучшие кадры на расстоянии.

Сосредоточьтесь на эмоциональном интеллекте

Мы часто принимаем решения о найме, опираясь на навыки и интеллект кандидата — или наше восприятие его IQ. Но эмоциональный интеллект, или EQ, часто оказывается важнее для успеха на рабочем месте. Во времена огромной неопределенности, когда компании в один день объявляют о грандиозных планах по открытию, а на следующий резко отменяют их, EQ, возможно, становится важнее, чем когда-либо. EQ определяет способность человека поставить себя на место другого, противостоять ударам судьбы, достойно справляться со сложными ситуациями и «считывать обстановку в комнате» (что особенно трудно, когда это комната в Zoom). 

Возможно, вы склонны считать, что на виртуальном собеседовании не нужно обращать внимание на EQ, поскольку это качество лучше всего оценивать при личной встрече. Но так вы рискуете принять неудачное решение. Готовя вопросы к собеседованию, подумайте, что каждый из них может сказать вам об EQ человека. Вот несколько моих любимых вопросов:

  • Если бы вы открывали собственную компанию, какими бы были ее три основные ценности?

  • Расскажите о рабочем конфликте с коллегой или еще кем-то с вашим участием. Как вы управляли конфликтом и смогли ли разрешить его?

  • Если раньше вы отчитывались перед несколькими начальниками одновременно, как вы узнали о предпочтениях каждого и справлялись с конфликтующими приоритетами?

  • Расскажите о случае, когда вы получили обратную связь о своей работе и были не согласны с ней. Как вы вышли из ситуации?

  • Что вас вдохновляет?

Экран сокращает дистанцию — воспользуйтесь этим

Мы часто сетуем, что многого лишены из-за того, что приходится общаться только через экран. Но в некотором смысле такое общение позволяет быть ближе. Во время удаленного собеседования лица работодателя и кандидата находятся всего в нескольких сантиметрах друг от друга. Экран создает ощущение психологической безопасности, которая может позволить людям раскрыться больше, чем при личной встрече. Работодатели могут воспользоваться этим, чтобы быстрее разговорить претендентов. Один мой клиент, руководитель ведущей частной школы, рассказал: «(В начале удаленного собеседования) я сразу перехожу к истории кандидата: откуда он, какая у него семья, что его вдохновляет».

Поговорите начистоту о проблемах пандемии

Классический вопрос на собеседовании: «Назовите свой главный недостаток». Классический ответ: «Я слишком много работаю!» Теперь есть возможность выйти за рамки привычного позерства. За последние полтора года все мы столкнулись с невероятным количеством проблем, и о человеке многое можно узнать, расспросив, как он справляется с трудностями пандемии. Задайте вопрос: «С какой самой большой проблемой вы столкнулись во время COVID-19 и как преодолели ее?» Затем следите за признаками искреннего ответа: сделал ли кандидат паузу, прежде чем ответить, чтобы подумать? Соответствует ли выражение его лица тону голоса?

Отмечайте реакцию на отвлекающие факторы

Нередкая ситуация для соискателя: во время собеседования ему позвонили в дверь, залаяла собака, заплакал ребенок или понадобилось срочно ответить на звонок. Если подобное произошло, считайте это возможностью увидеть его с другой стороны. Отвлекающий фактор вызвал у него раздражение, и он потерял нить разговора? Или он отреагировал достойным образом, как следовало бы сделать перед клиентом или коллегой? Если ваш разговор не прерывался, можно спросить: «Можете ли вы вспомнить случай, когда во время удаленной работы случилось что-то неожиданное и отвлекающее? Что это было, и как вы отреагировали?» Или выберите более прямой вопрос: «Расскажите о самом ужасном, что произошло во время встречи в Zoom. Что случилось, и как вы повели себя?»

Не назначайте собеседования одно за другим

Технически вы можете проводить собеседования одно за другим, не вставая со стула. Одна из моих клиенток, старший партнер компании, специализирующейся на вопросах трудового законодательства, провела множество собеседований, и не советует так поступать. «Оставляйте около 10 минут между встречами, чтобы встать, размяться и сформулировать мысли и впечатления, — говорит она. — В видеоформате меньше дифференцирующих факторов, способствующих запоминанию, поэтому сразу делайте заметки и записывайте впечатления».

Расширьте выбор кандидатов (и включите несколько нетипичных)

Неудачное собеседование в удаленном режиме несет меньше издержек. Почему бы не воспользоваться преимуществами формата и не пригласить нескольких кандидатов не из вашей типичной выборки? Возможно, это будет соискатель с опытом из совершенно другой области, который не отвечает традиционным требованиям, но его сопроводительное письмо искрится энергией. Может быть, это кандидат с высоким потенциалом, живущий в другом штате или стране. А, может быть, вы нашли его через сервис TikTok Resumes.

Настройте кандидатов на успех

Одна из моих клиенток недавно завершила успешный поиск работы, в результате которого получила несколько предложений. Компания, которую она выбрала, отличалась несколькими аспектами, в том числе тем, как проходил процесс собеседований. Каждый раз, когда с ней кто-то беседовал, она получала подробный план и ссылки на биографию собеседника. «Больше всего меня впечатлило, что перед разговором они прислали мне памятку “как подготовиться к виртуальному собеседованию”, — рассказала она. — Она включала инструкцию по смене фона в Zoom и устранению проблем. У меня сложилось впечатление, что они хотели, чтобы я хорошо прошла собеседование, и болели за меня. Теперь, когда я работаю в компании, я понимаю, что они рассылают эту памятку всем кандидатам, чтобы сделать процесс более справедливым и помочь преодолеть трудности каждому».

Не забывайте, что и вас оценивают

Как показывает предыдущая история, лучшие кандидаты сегодня получают по несколько предложений. От того, как вы, ведущий собеседования, подадите себя — как вы будете одеты, каким будет ваш фон, а также ваш темп, тон и выбор вопросов, — будет зависеть, что кандидат подумает о вашей организации. Поэтому многие советы по прохождению онлайн-собеседования предназначены соискателям в условиях безработицы, они становятся все более релевантными для тех, кто открывает вакансии.

Сегодня людям, ищущим работу, нужна не просто более высокая зарплата. Им важны гибкость, благополучие и корпоративная культура, соответствующая их собственным ценностям и чувствам. Когда вы затрагиваете эти темы на собеседовании, обе стороны получают ценную информацию о том, сможет ли потенциальный сотрудник реализоваться в организации и полностью погрузиться в работу в ней. Мы можем вести разговоры «лицом к лицу», даже если физически не находимся в одной комнате.

Об авторе

Рэй Рингель (Rae Ringel) — президент консалтинговой компании The Ringel Group, специализирующейся на фасилитации, коучинге и обучении. Преподаватель в Институте трансформационного лидерства при Джорджтаунском университете и основатель программы Executive Certificate in Facilitation.