Глава PwC в США о том, как заинтересовать молодежь | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Глава PwC в США о том, как
заинтересовать молодежь

Для молодых людей работа — не главное в жизни. Они ценят свою компанию, но у них другие приоритеты. Это нужно учитывать при построении кадровой политики.

Автор: Боб Мориц

Глава PwC в США о том, как  заинтересовать молодежь

читайте также

Последний звонок

Юлия Фуколова

Если фабрике объявлен бойкот...

Владимир Рувинский

Кто дал этому отелю пять звезд? Его портье!

Довер Янив,  Майзлин Дина,  Шевалье Джудит

Почему стремление понравиться мешает вашей карьере

Франческа Джино

Иногда я думаю: что если бы я — юноша двадцати с небольшим лет, пришедший в Price Waterhouse почти 30 лет назад, — вдруг чудесным образом оказался в нынешней PwC?

Меня бы поразило, насколько изменилась компания. Еще недавно, например, сотрудников поощряли в основном за количество, а не за качество работы — хотя клиенты требовали такого же высокого уровня обслуживания, как и сегодня. Раньше премий и повышения заслуживали те, кто клал личные интересы на алтарь карьеры, а сейчас ценится качество и гармония между профессиональной и частной жизнью. Люди, родившиеся в конце ХХ века, — миллениалы, или поколение Y, — хотят получать удовольствие от работы и не стесняются говорить о том, чего они ждут от карьеры и компании. Они глобалисты: им намного больше, чем мне в их возрасте, известно о происходящем в мире, и им есть до этого дело. А еще они постоянно овладевают новыми технологиями, расширяя свои возможности.

Но больше всего меня потрясло бы вот что: молодежь не только хочет понимать цели и устремления компании, но и соотносит ее ценности со своими. И если они не совпадают — просто увольняется.

Когда я сюда устроился, все знали, что нужно делать, но никто не задумывался, зачем и почему. Нас не слишком заботило место в социуме — ни наше, ни компании. Мне кажется, в этом причина конфликта поколений, возникающего в PwC и других организациях, куда приходит молодежь.

К счастью, я знакомился с этими людьми постепенно. Мои ­собственные дети — ­миллениалы, к тому же я проводил много ­времени в отделе кадров, наблюдая за молодыми людьми и общаясь с ними. И все же, когда PwC вместе с исследователями из Университета Южной Калифорнии и Лондонской школы бизнеса проанализировала в 2011—2012 годах уровень во­влеченности представителей поколения Y, я понял, как мало на самом деле знаю об этих сотрудниках. Хотя они во многом похожи на старших коллег, у них есть важные особенности, которые необходимо учитывать при построении эффективной кадровой политики (см. врезку «Не при старом режиме»).

В чем разница

Штат PwC очень молод: каждый год мы набираем около 8000 выпускников вузов, так что двум третям сотрудников нет еще и 35 лет. Это наша традиция: мы предполагаем, что большая часть молодых людей впоследствии перейдет в другие компании или изберет иной карьерный путь, но некоторые останутся и дорастут до партнерства. Мы всегда исходили из того, что это достойная и справедливая награда за годы упорного труда. Но исследование показало, что сегодня отдаленной перспективы партнерства уже не достаточно, чтобы мотивировать молодежь.

Вот как один миллениал, участвовавший в нашем опросе, описал особенности своего поколения: «Мои ровесники хотят сделать карьеру быстро. Нам все нужно здесь и сейчас». Другой добавил: «Кажется, наши родители считали нормальным всю жизнь вкалывать на одну компанию. Новое поколение мыслит иначе. Если работа не особо интересная, через два-три года ее пора бросать. И мы не летуны. Просто надо любить то, чем занимаешься, — или уходить в другое место».

Миллениалы, в отличие от беби-бумеров, не готовы «молиться» на свою работу — даже когда видят хорошие перспективы. Им сразу подавай гибкий график, дополнительное обучение и мобильность, частые и подробные отзывы и, конечно, поощрения. Еще один распространенный ответ на наши вопросы: «Люди моего поколения рассчитывают, что компания учтет их потребность в свободном времени». Особенно на это упирали жители развитых стран. Молодежь в PwC по всему миру не хочет жертвовать своей личной жизнью, но, как показывает опрос, на текучести кадров, лояльности и удовлетворенности работой это сильнее всего сказывается в Северной Америке, Европе и Азии.

Изучив результаты исследования, руководство PwC решило принять радикальные меры. Мы перелопатили всю кадровую политику, чтобы привести ее в соответствие с меняющимися потребностями сотрудников. Акцент на нетрадиционные модели карьеры иногда ставит наших клиентов в тупик, но мы отвечаем на запросы персонала, и это дает положительные результаты. За последние десять лет текучесть кадров у нас снизилась примерно на три процента — на столько же выросла вовлеченность персонала.

Как соответствовать ожиданиям молодежи

Проанализировав результаты опроса, мы запустили несколько проектов.

Активное участие. Как ­показало исследование, молодые люди, во-первых, хотят, чтобы действия работодателя соответствовали их ценностям, и, во-вторых, чаще других готовы обсуждать проблемы компании. Памятуя об этом, мы разработали программы вовлечения сотрудников — чтобы люди знали, что и почему происходит в организации, и могли влиять на ее будущее. Например, мы спросили, какие затраты на персонал кажутся им важными, и объявили конкурс «Бизнес-идея на $100 млн». Мы получили множество интересных предложений — но еще больше нас порадовало то, что в конкурсе приняло участие 70% сотрудников! Мы также предоставили людям возможность выбора в целом ряде сфер — включая бонусы. Теперь выплаты можно получить наличными, в виде подарочных сертификатов или товаров — а можно пожертвовать на благотворительность. Мы сделали систему оплаты труда более прозрачной и стали подробнее рассказывать о том, куда можно двигаться по карьерной лестнице.

Карьерный рост. ­Представители поколения Y хотят свободно менять профессиональную стезю. Это похвально, и мы стараемся давать им выбор в рамках компании. Поэтому мы взяли курс на преодоле­ние внутренних барьеров. Чем дольше человек работает у нас, тем больше у него шансов попробовать себя на новом поприще.

Например, у директора консалтингового подразделения изменились обстоятельства, и ей стало сложно ездить по ­командировкам. Раньше ей пришлось бы либо ­смириться с отсутствием карьерных перспектив, либо уволиться. Сегодня же ей предложили другую должность, с меньшим количеством разъездов. Еще у нас есть программа Full Circle («Замкнутый круг») для тех, кто вынужден по личным причинам на время уйти из компании, — она позволяет не терять с нами связи и вернуться в любой момент. А благодаря проекту Flexibility2 Talent Network («Сеть свободных сотрудников») люди могут работать на нас в самое напряженное время (с января по март), а в остальные месяцы заниматься чем-то другим. Один сотрудник, к примеру, покинул PwC, чтобы получить медицинское образование, но на каникулах возвращается к нам.

Признание заслуг. Современная молодежь, в отличие от предыдущих поколений, постоянно ожидает поддержки и признания — и эту потребность не всегда можно удовлетворить деньгами. Мы поняли, что помимо или даже вместо денег миллениалы стремятся получить что-то полезное для жизни или карьеры. Поэтому мы решили поощрять длительное сотрудничество с компанией другими способами. В частности, в качестве благодарности за выслугу лет мы иногда отправляем людей в Калифорнию на тренинг по лидерству и жизненным навыкам. Спустя еще несколько лет мы дарим им дополнительный месяц отпуска — кто-то тратит его на хобби, кто-то путешествует, кто-то волонтерствует, а кто-то посвящает это время семье.

Корпоративные ценности и ответ­ственность. Организациям необходимо создавать среду, которая позволяла бы людям вносить вклад в благое дело и добиваться успехов как на работе, так и вне ее. Мы видим, что, чем активнее сотрудники участвуют в программах ­корпоративной ответственности, тем лучше и дольше они трудятся в компании. Те, кто задействован в двух и более программах, работают у нас в среднем 7,4 года, а те, кто не задействован ни в одной — 6,3 года. Еще один пример — $160-миллионный Project Belize («Проект Белиз»), ­входящий в ­состав программы Earn Your Future («Заработай будущее»), который направлен на повышение финансовой грамотности студентов. Из тех, кто участвовал в этом проекте, через год уволилось 8%, а из не участвовавших — 16%.

Миллениалы быстро и остро реа­гируют на любое ­расхождение слов с делом. Если они теряют веру в нас, мы теряем их. Это большой риск для любого менеджера — особенно в эпоху социальных сетей. Я понимаю, что, стоит мне произнести нечто, расходящееся с заявленными ценностями PwC, как об этом тут же все узнают, и моя репутация рухнет.

Как помочь менеджерам перестроиться

Чтобы молодые люди лучше чувствовали себя на работе, менеджеры должны изменить свое отношение к ним. Старожилы компании зачастую считают, что в офисе надо вкалывать и что только такой подход заслуживает уважения. Поэтому когда кто-то позволяет себе пройтись по коридорам, ­выпить кофе или отлучиться на йогу, беби-бумеры едва сдерживаются, чтобы не одернуть их.

Про современное поколение говорят, что оно эгоистично, ветрено, лениво и не предано работе. Но это лишь стереотип — к тому же необоснованный. PwC развеивает подобные мифы просветительскими методами. Старшие сотрудники уже осознали, что, хотя молодежь чаще задумывается о вреде стресса и уделяет больше внимания личным делам, ей тоже небезразлична судьба компании. Просто она не готова жертвовать комфортом и здоровьем.

Полтора года назад мы начали убеждать менеджеров в необходимости соблюдать баланс между профессиональной и частной жизнью. Утвердив кандидата на руководящую должность, мы спрашиваем его, какие возможности гибкого графика и удаленной работы он предоставит подчиненным. Мы хотим, чтобы менеджеры подавали всем пример гибкости — некоторым это сложно, и мы специально поощряем их, в том числе финансово. Год назад мы провели конкурс идей, чтобы понять, как лучше работать в самые напряженные месяцы. Откликнулось более 1800 команд ­— больше половины всех партнеров и рядовых сотрудников компании.

Оказалось, что конкурсы — отличный способ привлечь людей и идеи. В ходе одного из них (он был посвящен гибкому ­графику) нам предложили обратиться к клиентам. Это было гениально, ведь часто кажется, что личная жизнь мешает работе, а значит, угрожает интересам заказчиков. Например, компания, затеявшая слияние, ожидает, что сотрудники PwC будут на связи круглосуточно. Но сделка может затянуться на недели и даже на месяцы. Раньше наши люди буквально выгорали, так что нам пришлось серьезно поговорить с клиентами.

Поэтому важно заранее объяснять заказчикам, что мы готовы соответствовать их высоким ожиданиям и реагировать на все максимально быстро — но в режиме 24/7 их будет поддерживать команда, а не один издерганный человек. Мы раздули штат таких команд, чтобы ни на кого не ложилась непосильная нагрузка.

Некоторые усмотрят здесь парадокс: в эпоху индивидуализма, когда совместная работа почти не котируется, мы проповедуем командный подход. Но молодежь прекрасно понимает ценность коллектива и ощущает ответст­венность перед своим отделом и компанией. Что действительно изменилось, так это понимание ответственности. Миллениалы не готовы жертвовать здоровьем или личной жизнью, зато — и это самое главное — они преданы клиенту и работодателю.