читайте также
Основная, а часто и единственная причина, по которой россияне готовы менять работу, — желание получать более высокую зарплату. Работодатели бьют тревогу: из-за потребительской психологии сотрудников усложняются отношения между ними и компанией, падает уровень доверия и уважения в коллективе. Несмотря на общий пессимистический настрой, мы считаем, что трудовое поведение наших соотечественников постепенно изменяется. Об этом свидетельствуют результаты опросов, регулярно проводимых Всероссийским центром изучения общественного мнения.
Чтобы выяснить, насколько глубоко «трудовой цинизм» укоренился в сознании людей, мы сравнили данные опросов за 2004 и 2007 годы. В ходе каждого из этих исследований мы задавали одни и те же вопросы 1600 респондентам из 153 населенных пунктов 46 областей, краев и республик России. И хотя количество респондентов, выбравших тот или иной вариант ответа, чаще всего расходится незначительно, можно с большой долей уверенности утверждать: система ценностей россиян изменяется, а трудовые отношения упорядочиваются.
Проанализировав полученную информацию, мы сделали несколько выводов о наметившихся сдвигах в психологии россиян.
Люди стали реже менять работу. Социализм привил нашим соотечественникам тягу к покою и стабильности. В советские времена многие всю жизнь работали на одном месте, ожидая от государства различных благ — продвижения по службе, путевку, квартиру, дачу, пенсию. После распада СССР все изменилось: вера в добрых и справедливых начальников рухнула и от прежней лояльности к работодателю почти не осталось и следа — переходить с одного рабочего места на другое стало даже модно. Сейчас ситуация определенно идет на поправку: если в 2004 году 61,2% опрошенных заявили, что ни разу не меняли работу, то в 2007-м такой же ответ дали уже 64% респондентов (см. врезку «Новая работа», таблица 1).
Изменились критерии выбора работы. Согласно статистике, высокая зарплата как была, так и остается приоритетным условием при выборе нового места работы. Однако сейчас это уже далеко не единственный критерий. Все больше людей придают значение профессиональному и карьерному росту, престижности компании и другим нематериальным факторам. Кроме того, существенно расширился и перечень требований к работе. Россияне начали уделять больше внимания ее содержанию, графику, удаленности от дома, социальным и юридическим гарантиям, а также формальной стороне трудовых отношений (см. врезку «Новая работа», таблицы 2—4).
Люди стали более мобильными и уверенными в себе. При необходимости многие считают возможным переехать не только в другой город, но и в другую страну, если там удастся найти достойную работу. При этом все меньше респондентов готовы в случае потери работы «снижать планку» — соглашаться на худшие условия и случайные заработки. Это безусловное свидетельство того, что российские специалисты стали увереннее смотреть в будущее, а их самооценка повысилась (см. врезку «Новая работа», таблица 5).
Растет доверие к бизнесу. Частые политические волнения, смена власти и режимов оказали пагубное влияние на деловой мир России. В буйные 1990-е бизнес, делавший самые первые шаги, получил в обществе дурную репутацию — люди потеряли веру в честный бизнес (61,9% респондентов признали в 2004 году: чтобы не разориться, предприниматели действуют запрещенными методами). На наш взгляд, именно недоверием к работодателю вызван «трудовой цинизм» россиян, отрицание перспектив долговременного сотрудничества, отсутствие лояльности и нежелание вникать в миссию и стратегию компании.
В последнее время репутация работодателей постепенно улучшается. По данным недавнего опроса число россиян, не верящих в честный бизнес, сократилось до 53%, а верящих — увеличилось с 22,2% до 26,1% (см. врезку «Честный бизнес?», таблица 1).
Очевидно, что изменение ценностных ориентиров россиян напрямую связано со стабилизацией политической и экономической ситуации в стране. Однако, как и любые перемены, этот процесс идет медленно и тяжело. И надежды на скорейшее установление цивилизованных отношений между бизнесом и обществом, сотрудниками и работодателями стоит связывать в первую очередь с естественной сменой поколений, а не с прозрением скептиков. Вопреки расхожим представлениям о цинизме и прагматичности молодежи именно среди молодых респондентов оказалось больше всего тех, кто считает честный бизнес возможным (см. врезку «Честный бизнес?», таблица 2). И дело тут скорее всего не в наивности — просто у молодежи, не заставшей разгула дикого капитализма, нет страха и стереотипов, свойственных старшему поколению.