Когда сотрудникам лучше остаться дома | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Когда сотрудникам лучше
остаться дома

Мы хотим ясности. Но параллельно с этим мы требуем гибкости.

Автор: Карен Файрстоун

Когда сотрудникам лучше остаться дома

читайте также

«Хорошие» компании выпускают больше инновационных продуктов

Ду Шуйли,  Люо Сюэмин

Сканворд для лидера

Мясоедов Сергей

Чтобы переговоры были успешными, не забудьте пожать друг другу руки

Франческа Джино

7 июня 2016 года журнал «Harvard Business Review — Россия» провел очередной бизнес-завтрак, посвященный цифровой трансформации бизнеса.

На прошлой неделе я сидела за компьютером, пытаясь написать корпоративные инструкции и планы действий во время чрезвычайных обстоятельств, в результате которых нам пришлось бы закрыть офис. Также я старалась определить рабочее расписание для тех дней, когда людям по не зависящим от них причинам не удается добраться до штаб-квартиры. И я вспомнила один случай, произошедший несколько лет назад. Один из моих сыновей работал в консалтинговой фирме в Найроби, столице Кении. Он позвонил и сообщил мне, что террористы-смертники устроили теракт на автобусной станции, где он иногда делал пересадку. Чувствовалось, что он потрясен этим событием. Сын спросил моего совета. Зная, что он разочарован в этой работе, я сказала: «Приезжай домой». И он вернулся.

Моему сыну повезло, что он легко мог собрать вещи и уехать, когда захочет. Но в мире есть много офисов, расположенных в странах, где царит хаос и насилие или где случаются природные катаклизмы вроде муссонов и песчаных бурь. Разрабатывая свои правила и инструкции, я задавалась вопросом, как сотрудники в этих местах определяют, следует ли идти на работу в подобный день и кто сообщает им эту информацию. За последние несколько недель из-за снега, выпавшего в Новой Англии, Бостон столкнулся с самыми тяжелыми последствиями за всю мою жизнь. Непрерывный снегопад вызвал полный коллапс городской инфраструктуры, включая постоянные перебои в работе всей системы общественного транспорта.

Мои коллеги переживали, регулярно засыпая меня вечерними электронными письмами по поводу работы на следующий день. Откроется ли наш офис? Что, если поезда опять не будут ходить или будут следовать с опозданиями в несколько часов? Я смотрела за окно, видя очередные снежные сугробы, и совершенно не знала, что им ответить. Мы компенсировали своим людям затраты на такси или Uber, но иногда автомобили также не могли проехать по заснеженным улицам. Водители, которые смогли выехать на дорогу, с трудом маневрировали между сугробами, выросшими то тут, то там на каждом перекрестке. А парковка? Какая еще парковка?

Люди любят правила. Соглашаемся мы с ними или нет, но нам нравится, когда есть какие-то официальные установки. Мы хотим ясности. Но параллельно с этим мы требуем гибкости. Например, хотя школы для получения диплома требуют от учеников определенной посещаемости, никто не сомневается, что некоторые причины для отсутствия являются уважительными. В качестве гендиректора компании я должна разработать такие установки, которые, с одной стороны, обеспечат бесперебойную работу бизнеса, а с другой — безопасность наших сотрудников. Проведя несколько часов вечером в холод и снегопад в попытках заменить колесо, я поняла, что моя решимость непременно быть в офисе каждый день независимо от обстоятельств вызывалась скорее одержимостью, чем железной логикой.

Поэтому я опросила друзей из разных стран о том, что происходит, когда дороги становятся непроходимыми или когда их офисный квартал окружен полицейскими машинами. Респонденты от Гонконга до Израиля объяснили мне, что все продолжают действовать так, как будто все нормально. Государственные власти редко выдают какие-нибудь общие инструкции — они боятся, что решение о временном закрытии всех предприятий будет знаком, что система не справляется с ситуацией (а этого им явно не хочется). А сами сотрудники в развивающихся странах, где их права менее защищены, чем в развитых, опасаются, что если они не выйдут на работу один день, то в лучшем случае потеряют дневную зарплату, а в худшем — свое место.

Затем я поговорила на эту тему с руководителями инвестиционных компаний (подобных моей), венчурных, юридических, розничных и посреднических фирм и всех спрашивала о том, что они делают в ситуации, когда приходится прерывать работу. Я предполагала, что мы как инвестиционная организация, живущая по календарю Нью-Йоркской фондовой биржи, обязательно должны работать в те дни, когда функционирует она, и мои коллеги — гендиректора поддержали меня в этом решении. Один из них, Томас, сказал своим сотрудникам, что их безопасность для него превыше всего и что он всецело полагается на их собственное суждение. Если дорога в офис и опасна и трудна, то членам команды следует работать из дома или ездить на работу, всячески избегая часов пик. Еще один CEO, Стив, доложил, что он получил несколько электронных писем от коллег с просьбами предоставить им гибкий режим под предлогом того, что им нужно расчищать выезд со двора от снега. С некоторым возмущением он сказал мне: «У меня те же проблемы. Я не летаю на работу вертолетом из Палм-Бич во Флориде. Я также чищу снег и езжу на машине, как и они». Стива я застала как раз за написанием правил на случай непогоды. Марсия, высокопоставленный сотрудник одной венчурной компании, настаивала, что подобное регулирование должно быть нацелено на разумное принятие решений. Как минимум люди должны задуматься над тем, насколько важно для них быть в офисе и стоит ли это того, чтобы претерпевать многочасовую дорогу.

Некоторые организации считали, что для них проще закрыть офис на несколько дней, хотя от специалистов ожидалось, что они будут работать над текущими проектами из дома. Каждый гендиректор согласился, что родители маленьких детей, чьи школы закрыты и которых не с кем оставить, должны трудиться дома. Джон, руководитель из компании по продаже недвижимости, подчеркнул, что все это решения крайне важные с точки зрения трудовых отношений. Нужно быть крайне осторожным, чтобы никто не почувствовал себя «на обочине».

Выслушав рассказы своих коллег о политике их фирм по поводу чрезвычайных обстоятельств, я написала свод правил и попросила нескольких партнеров прочесть его и внести необходимые изменения. Мы согласились, что будем работать в те дни, когда открыта Нью-Йоркская фондовая биржа, кроме случаев каких-либо серьезных катаклизмов в месте расположения офиса или когда власти штата или города прикажут всем предприятиям временно закрыться. В то же время мы будем ставить безопасность наших сотрудников превыше всего. Некоторые члены нашего коллектива живут в пешей доступности от офиса, а другие — довольно-таки далеко. Каждому из них нужно самостоятельно решать, ехать ли на работу, а если и ехать, то как. Если им придется воспользоваться альтернативными видами транспорта, мы обещаем оплатить их проезд. Если им все же не удастся быть на рабочем месте, никаких санкций точно не последует. Похоже, что все вздохнули свободнее: теперь у нас есть письменный документ, на который можно ссылаться в случае очередного снегопада.

Но, к счастью, настоящая весна обязательно наступит. Когда-нибудь.