Как уволить хорошего сотрудника в трудные времена | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как уволить хорошего сотрудника в
трудные времена

Это самое мучительное решение для любого руководителя — необходимость расстаться с людьми, которые хорошо работали.

Автор: Маршалл Голдсмит

Как уволить хорошего сотрудника в трудные времена

читайте также

Две стратегии, которые помогают новичкам делать карьеру

Питер Грей,  Роб Кросс

Пандемия против офисов

Ирина Пешкова

Как возразить на аргумент «мы это уже пробовали»

Джон Коттер

Samsung: революция дизайна

Яо Юнцзинь

Вопрос этой недели:

У нашей компании выдался ужасный год, одно подразделение так и вовсе обанкротилось. И хотя мой отдел выдал великолепные результаты, при общем сокращении штатов мне тоже придется уволить нескольких хороших сотрудников. Можете ли вы подсказать, как справиться с этой тяжелой ситуацией?

К сожалению, такое часто случается. Я работал в финансовой организации, где более 90% филиалов успешно закончили финансовый год в самый разгар кризиса, но два ухитрились потерять больше денег, чем заработали все остальные вместе взятые. Совет директоров принял решение о сокращении сотрудников по всей корпорации, и руководители отделов столкнулись с такой же проблемой, что и вы.

Это самое мучительное решение для любого руководителя — необходимость расстаться с людьми, которые хорошо работали.

Готовых ответов у меня нет, я постараюсь лишь предложить кое-какие решения, которые, как мне хотелось бы надеяться, помогут вам пережить эту ситуацию с наименьшими потерями.

  • 1. Говорите правду и только правду. Специалисты, которых приходится уволить, возможно, будут с вами спорить и доказывать, что «это нечестно». Они правы. Признайте, что жизнь не всегда обходится с нами справедливо и герои не всегда побеждают. Не пытайтесь убедить их, будто они сами виноваты: выйдет контрпродуктивный конфликт и для вас, и для них. Порой человеку приходится страдать из-за того, что неподвластно ему.
  • 2. Будьте готовы к гневу. Хоть вы и не виноваты в том, что им придется уйти, в глазах увольняемых сотрудников вы — представитель компании. Возможно, кто-то выплеснет свой гнев на вас. Не обижайтесь, поймите: это нормальная реакция в таких обстоятельствах. Ведите себя достойно: простите любые выпады с их стороны (нет, я не обещал, что мои советы будет легко осуществить на практике!).
  • 3. Не сдавайте ни компанию, ни коллег. Хотя руководство корпорации и допустило серьезные просчеты, помните, что это все-таки ваши коллеги. Выслушивая упреки обиженного сотрудника, любой почувствует искушение перевести стрелки на кого-то другого. Но постарайтесь этого не делать. Однажды и вы сами можете оказаться тем человеком, кто совершил роковую ошибку. Какие отзывы коллег вы хотели бы в подобной ситуации услышать? Учитывайте, что вы будете говорить о своих боссах и других членах команды увольняемым сотрудникам.
  • Читайте материал по теме: Сокращение персонала в кризис: какие альтернативы?

  • 4. Помогите увольняемым всем, что в ваших силах. Как мудро замечает Билли Холлидей: «Пока денег полно, полно и друзей у дверей, но кончатся деньги, закончатся и друзья». Все любят победителей, но в плохие времена кажется, будто многие забыли даже, как тебя зовут. Мой добрый друг Дон Шеррит много лет назад научил меня следующему: нужно из кожи вон вылезти, но помочь тому, кто переживает тяжелые времена. Да и почем знать: сегодня ты его уволил, а завтра он окажется твоим клиентом, партнером, а то и начальником. Времена меняются, но человек долго помнит, как с ним обошлись, когда ему было плохо. Так что действуйте согласно нормальной деловой логике и общечеловеческой этике.
  • 5. Не теряйте контакт с уволенным. Постарайтесь помочь ему через знакомых. Звоните время от времени. Пошлите письмо в конце концов. Если ему неприятно с вами общаться, он даст вам это понять. Если человек рад будет вашему участию, тем лучше, а если не будет, то вы просто оставьте его в покое.
  • Я вовсе не наивен и прекрасно понимаю: даже если вы последуете всем этим советам, разговор с коллегой вам предстоит ой какой нелегкий. Но все же надеюсь, что они помогут вам лучше справиться с неприятной ситуацией.

    А случалось ли вам оказаться в такой ситуации? Какие уроки вы извлекли?

    Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.