Почему не стоит скрывать зарплаты сотрудников | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему не стоит скрывать
зарплаты сотрудников

Прозрачность в вопросе оплаты труда — не только торжество социальной справедливости.

Автор: Дэвид Буркус

Почему не стоит скрывать зарплаты сотрудников

читайте также

Когда феминизм в рекламе неуместен

Мередит Файнман

4 вида работы будущего

Джон Бодро

Найти смысл в трагедии

Ади Игнейшес

Тридцать советов для развития эмоционального интеллекта

Джил Хэссон

Прозрачность в вопросе оплаты труда — не только торжество социальной справедливости. На основании проводимого совместно с коллегами исследования и моих собственных интервью с топ-менеджерами частных компаний мне удалось прийти к заключению, что открытый доступ к информации по доходам сотрудников фирмы позволит улучшить показатели эффективности работы предприятия в целом.

Такие выводы напрашиваются сами собой, когда вы начинаете анализировать сложившуюся ситуацию, когда данные о доходах сотрудников являются тайной за семью печатями. Исследования подтверждают, что сохранение информации по оплате труда в тайне может повлечь за собой снижение показателей продуктивности, в то время как их открытость оказывает противоположный эффект как на конечный результат, так и на сам процесс работы — в особенности применительно к сотрудникам, демонстрирующим наилучшие показатели.

Елена Белоголовски из Корнелльского университета и Питер Бамбергер из Университета Тель-Авива обнаружили, что сохранение данных по зарплате в строжайшей тайне коррелируется со снижением производительности труда. Предметом их исследований стали 280 израильских студентов, которым платили базовое вознаграждение за завершение трех раундов компьютерной игры плюс бонусы, размер которых зависел от того, насколько хорошо они играли. Несмотря на то, что каждый действовал самостоятельно, студенты были объединены в рабочие группы по четыре человека в каждой.

Читайте материал по теме: 7 способов умного найма персонала

Половине участников эксперимента сообщали только об их собственной эффективности (режим конфиденциальности оплаты труда). Другим же предоставили полную информацию как о них самих, так и о других членах их рабочей группы (режим прозрачности); каждый знал, сколько платили другому. Студентам из второй команды предоставлялась возможность общаться друг с другом в ходе всех раундов игры, но участникам, которые работали в режиме конфиденциальности, было запрещено обсуждать вознаграждение за выполненную работу. Кроме того, некоторым студентам выплачивались бонусы в зависимости от того, как много соответствий (это входило в задание по ходу игры) им удалось установить в итоге (абсолютная продуктивность), в то время как другим выплачивалось дополнительное вознаграждение в случае, если они установили наибольшее количество соответствий в своей группе (относительная продуктивность).

Когда команда исследователей проанализировала данные по производительности труда, результаты оказались удивительными: сохранение режима секретности снижало производительность труда. Когда студентам в этой группе сообщили, что вознаграждение, которое они получают, будет зависеть от производительности других людей (чьи результаты и заработок они не могут видеть), то их показатели упали еще сильнее. Самое интересное, что на участниках с высокой производительностью это объявление отразилось сильнее всего, ведь они не могли видеть четкой корреляции между зарплатой и эффективностью их совместной деятельности.

Итак, становится очевидно, что сохранение данных по зарплате в тайне влечет за собой утрату интереса сотрудников к своей работе и снижению их продуктивности. Но значит ли это, что открытый доступ к этой информации автоматически повышает эффективность труда? Ответ на этот вопрос стремился дать в своем исследовании Эмильяно Уэ-Вон. Ученый провел эксперимент, чтобы выяснить, как режим прозрачности оплаты труда стимулирует реальную производительность работников. Чтобы провести этот эксперимент, он привлек примерно 2000 человек через краудсорсинговую платформу Mechanical Turk.

Его участники должны были вводить данные в течение двух раундов, и за каждый правильный ввод им платили вознаграждение по фиксированной ставке. В конце первого раунда первой группе участников показали их заработок и заработок остальных (второй группы), тогда как людям из второй группы показали лишь их собственный доход. Во втором раунде участники первой группы работали еще усерднее и значительно увеличили свою производительность. Повышение производительности было особенно заметно у тех, кто был в передовиках после первого раунда. Иными словами, «ударники» стремились показать наилучший результат, чтобы сохранить свой статус лидеров.

Читайте материал по теме: Почему вашей компании так нужны новобранцы

Оба этих примера показывают: в то время, как режим конфиденциальности оплаты труда подрывает производительность на индивидуальном уровне, открытость же данной информации, наоборот, способствует росту производительности, особенно среди передовиков.

Такие выводы подтверждаются и на практике. Как правило, компании, которые осмеливаются раскрыть данные по зарплате своих сотрудников, получают схожие результаты. В моей книге «Under New Management» я отмечаю рост числа таких фирм — от стартапов вроде Buffer и SumAll до гигантов, таких как Whole Foods, где данные о зарплате и производительности труда распространяются в режиме онлайн через интранет. В каждом случае после снятия режима конфиденциальности люди внутри организаций начинали обсуждать возможности совершенствования методики расчета зарплаты и улучшения индивидуальной производительности.

Так, основатель Whole Foods Джон Маккей говорит, что в его компании периодически возникают разногласия по поводу размера оплаты труда. Когда люди обращаются к нему насчет прибавки и сравнивают свою зарплату с зарплатой другого сотрудника, то он часто отвечает: «Этот человек просто работает лучше. Если ты достигнешь такого же уровня, что и он, я буду платить тебе столько же».

Когда люди располагают всей информацией о зарплатах своих коллег и их реальной производительности, они стремятся улучшить свои показатели и расти по карьерной лестнице, что в итоге хорошо и для них, и для компаний, на которые они работают.