читайте также
«Мы сознательно выбираем те истории, с помощью которых будем объяснять происходящее в мире, — пишет в The New York Times Дэвид Брукс. — И мы сами отвечаем за тот нарратив, который складываем о самих себе».
Эти слова Брукса о выборе истории можно применить к бизнес-лидерам, которые ищут пути выхода из кризиса. Неумолимый поток дурных новостей может побудить их к пессимизму, но руководители обязаны поддерживать в своих людях оптимизм. Они не должны отворачиваться от реальности, но им следует внушать нам и надежду, и стойкость в трудные времена. В этом может сыграть свою роль хороший нарратив. Вот несколько советов, которые помогут вам придумать вашу личную историю так, чтобы найти смысл и для себя, и для других в трудные времена.
Начните с начала. Сосредоточьтесь на происходящем. Ясно сформулируйте проблемы, с которыми столкнулась ваша компания, укажите все внешние факторы — состояние экономики, конкуренция — и глобальные тренды. Обсудите, что ваша фирма сделала правильно, а в чем ей следовало бы лучше подготовиться к кризису.
Развивайте свой характер. Любая организация — это совокупность личностей как слабых, так и сильных. Обсудите, какие навыки вам нужны и насколько сильна в команде воля к победе. Дайте ясно понять, что рутина отменяется, нужно искать новые пути. Хвалите все достижения, которых удается добиться вопреки негативным трендам.
Читайте материал по теме: Как истории из жизни помогут сплотить коллектив
Анализируйте проблемы. В трудной ситуации зарождаются серьезные конфликты. Непременно обсуждайте, какие силы влияют — позитивно или негативно — на вашу способность вести дела и как они сказываются на команде. Стремитесь к максимальной конкретике. Обсудите также, как данная ситуация отражается на привычках клиентов и на вашей готовности обслуживать их текущие потребности. Не замалчивайте и ситуацию с реальным положением дел в фирме: если грозят сокращения, нужно это честно сказать всем.
Что происходит здесь и сейчас. Трудноразрешимые проблемы могут привести и к позитивным переменам. Они сами — ваш шанс оптимизировать процессы, заняться развитием своих сотрудников. К тому же кто-то из конкурентов уж точно прогорит, а для вашей компании откроется больший оперативный простор.
Никогда не предвосхищайте конец истории. Конечно, все любят счастливые концы. И вы можете обсудить желаемые результаты с точки зрения определенных параметров (нужно повысить доходы, довести прибыль до таких-то цифр), а также с точки зрения положения ваших сотрудников (сохранение рабочих мест, повышение зарплаты). Но не обещайте никому ничего конкретного, пока не будете уверены, что сможете это гарантировать. Лучше обещать меньше и сделать больше.
Читайте материал по теме: Интроверты, экстраверты и динамика в группе
Сплетая свой позитивный нарратив в единую и четкую историю, не закрывайте глаза на реальные опасности. Если руководитель рисует радужные картины, отвернувшись от реалий рынка и не беря в расчет их последствия для бизнеса, сотрудников и клиентов, он не просто непрофессионален — он очень быстро лишится доверия со стороны всех игроков. В основе любого современного сюжета должно быть ясное понимание: тяжелые времена пришли к нам надолго. Это не пессимизм, это реализм.
Однако сочинять позитивную историю в пору трудностей — вовсе не наивная глупость. Она помогает нам разглядеть новые возможности, а не оплакивать упущенное. Составьте нарратив, в который войдет и прошлое, и возможное будущее — и тем самым вы поможете окружающим разглядеть в этом мире смысл и обрести надежду.