Отправлять/не отправлять: стоит ли переписываться с сотрудниками во время отпуска | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Отправлять/не отправлять: стоит ли переписываться с сотрудниками во
время отпуска

Как рабочая переписка во время отдыха подрывает вашу корпоративную культуру

Автор: Кэти Денис

Отправлять/не отправлять: стоит ли переписываться с сотрудниками во время отпуска

читайте также

Сергей Гуриев: «Роль соцсетей в поляризации общества очевидна»

Юлия Фуколова

Как компании должны составлять прогнозы

Марк Хавкин,  Фриц Фоули

«Сделай сам»: как строить карьеру без поддержки руководства

Картер Каст

Лучший совет в моей жизни

Молчанов Дмитрий

Компании вкладывают много сил в создание корпоративной культуры: занимаются определением своих ценностей, модернизацией офисных пространств, организацией праздников и выездов на волонтерские программы. И все же далеко не все руководители понимают, что разрушить корпоративную культуру настолько же просто, насколько сложно ее построить. Вы можете, сами того не осознавая, уничтожить ее всего лишь в два шага.

Шаг 1: Вы отправляетесь в отпуск.

Шаг 2: Вы продолжаете работать так, как будто никуда не уезжали.

В американских компаниях часто так и случается. По результатам нашего последнего исследования для Project: Time Off, только 14% руководителей полностью «отключаются» во время отпуска. Среди руководителей высшего звена таких людей и того меньше — 7%. Большинство из них хотя бы раз в день отвлекаются на рабочие вопросы.

Если это и про вас тоже, то, скорее всего, вы никак не можете расслабиться, находясь вдали от работы (вдруг случится что-то важное?), или переживаете, какие дела будут вас ждать по возвращении (вдруг не получится быстро вникнуть в суть происходящего?). Но подумайте еще раз, прежде чем нажать кнопку «Отправить». Не все письма одинаковы, поэтому, возможно, вам не стоит отправлять из отпуска больше писем, чем вы планировали?

Каждое письмо, отправленное сотрудником в отпуске, подтачивает корпоративную культуру, поскольку отдых перестает быть отдыхом в полном смысле этого слова. В результате у других сотрудников создастся впечатление, что вы не доверяете им в рабочих делах или неспособны решить все незавершенные вопросы перед отпуском. Так или иначе, вы становитесь менее привлекательным и компетентным в глазах коллег.

Любой работник может усугубить ситуацию, но самые драматичные последствия возникают в случае с топ-менеджерами. К сожалению, большинство осознает это, только когда дело уже приняло серьезный оборот. Если в компании не принято «отключаться» во время отпуска, работники менее вовлечены в деятельность компании и менее лояльны. Если сравнивать их с работниками компаний, где отсутствие работы во время отдыха считается нормой, то лишь 50% (против 69%) чувствуют, что в компании их ценят, и 43% (против 64%) верят, что их уважают как личность. Кроме того, они чаще склонны менять работу. Четверо из десяти работников таких компаний ищут новую работу или планируют начать поиск в следующем году, а это почти в два раза больше, чем в компаниях, где «отключаться» принято (21%).

При этом по сравнению с прошлым поиском работы в этот раз у них совсем другая мотивация. Ответы на вопрос о причинах предыдущего увольнения были вполне предсказуемы. Люди искали место с более высокой заработной платой, лучшими возможностями карьерного роста или удобнее расположенным офисом. Теперь же, вновь находясь в поиске, они называли не столь очевидные причины. Они уходили не с желанием найти что-то лучшее, а скорее бежали от чего-то неприятного. Работники компаний, где не принято полностью отвлекаться от дел в отпуске, объясняют свой уход такими причинами: им не кажется, что работодатель ценит их труд; они слишком загружены работой или находятся в плохих отношениях с начальством.

Начальник имеет даже большее влияние на то, как планирует свое время работник, чем его семья. Руководителям может быть не очевидна сила этого влияния, равно как и последствия того, что они остаются на связи в отпуске. Это во многом определяет их отношение ко времени подчиненных, отведенному на отдых. Более трети (35%) руководителей, которые регулярно выходят на связь в отпуске, отмечают, что не утверждают заявления работников на отпуск из-за строгости руководства компании. Такого же мнения придерживаются только 20% руководителей, которые выходят на связь лишь изредка, и 17% из тех, кто отвлекается от дел полностью.

Если в компании не принято давать сотрудникам полностью «отключаться» в отпуске, это приводит к плачевным результатам. Напротив, когда полноценный отдых поощряется, у компании появляются новые возможности. Отпуск много значит для работников. По важности он стоит на втором месте — после медицинского обеспечения, но перед планами на пенсию, премиями и гибким графиком работы. Именно здесь следует искать возможность для улучшению корпоративной культуры.

Перед тем, как отправиться в отпуск в Шотландию, Джим Моффатт, генеральный директор Deloitte Consulting, отправил своим подчиненным такое письмо, благодаря которому вскоре «прозрел». В письме были перечислены все текущие дела, а завершалось оно равнодушной фразой: «Постарайтесь расслабиться немного перед Днем труда». Сейчас он говорит, что вместо «постарайтесь» он мог с тем же успехом написать «даже не пытайтесь».

Свою ошибку он понял, когда получил ответ на письмо от своего коллеги и друга, который советовал поверить, что его подчиненные — правильные люди, которые получили необходимые указания, и нет необходимости отправлять письма, находясь в отпуске. В любом случае, если что-то пойдет не так, несколькими письмами ситуацию не исправишь.

Сейчас Моффатт придерживается другой позиции: «Вы удивитесь, на что способны, полностью забыв о делах. А когда вернетесь — вас поразят результаты работы ваших подчиненных. Уверяю вас, так вы станете более уверенным и профессиональным руководителем».

Взглянем еще раз на наш план по разрушению корпоративной культуры и исправим его таким образом.

Шаг 1: Вы отправляетесь в отпуск.

Шаг 2: Вы доверяете своим подчиненным и уверены, что они справятся с работой в ваше отсутствие.

Следуя такому подходу, вы увидите новые способности и таланты ваших подчиненных, поможете им улучшить свои навыки, а это будет способствовать развитию вашего бизнеса.

Работа и технологии неразрывно связаны. Понимая значимость отдыха и создав среду, в которой сотрудники будут чувствовать себя комфортно, вы покажете, что цените их, если откажетесь от работы на время отпуска, и повысите их мотивированность и вовлеченность. Все это принесет компании значительную пользу.

Об авторе. Кэти Денис — руководитель отдела исследований и стратегии в Project: Time Off, организации, которая стремится трансформировать отношение американцев к отпуску.