читайте также
Череда изменений последних лет — пандемия, геополитический кризис и экономические сдвиги — научили людей справляться с неопределенностью и развили их способность адаптироваться к переменам.
Исследование Regroup (до ребрендинга RosExpert) среди российских компаний показало, что за это время у сотрудников развились лишь некоторые навыки, помогающие трансформировать компанию под новые условия, а длительный стресс истощил ресурсы команд и сделал их менее продуктивными. При этом заметно изменились роли, которые имеют значение в периоды перемен.
Главная новость в том, что за последние три года роль СЕО трансформировалась и теперь его роль — в умении создавать и удерживать вокруг себя сильную команду. Лидирующие позиции теперь занимают руководители подразделений — СЕО-1 и СЕО-2. Именно эти две группы менеджеров стали ключевыми в создании и реализации изменений в своих компаниях. Поэтому при формировании «команды мечты» из лучших специалистов на рынке самых сильных кандидатов имеет смысл ставить именно на позиции руководителей подразделений.
Изменилась и роль специалистов и линейных сотрудников — за последние годы трансформационный потенциал среди этих групп вырос больше, чем у остальных. Важной компетенцией на этом уровне стало умение видеть новые возможности и использовать нестандартное мышление, а не только действовать по шаблону.
Например, в 2022 году процедуры и политика у большинства отделов закупок в российских компаниях не работала, так как действующие годами логистические маршруты просто прекратили свое существование. И только решение дать больше свободы в принятии решений для линейных сотрудников оказалось действенным способом найти самые нестандартные подходы, которые помогли пережить кризис.
Семь лет аналитики Regroup (до ребрендинга RosExpert) изучали, как сотрудники на разных уровнях влияют на способность компании адаптироваться к изменениям. Для этого с 2017 по 2023 год компания провела более 4500 опросов среди сотрудников на разных уровнях: СЕО, руководителей подразделений и функций, менеджеров среднего звена и специалистов. В эту выборку попали организации, связанные с IT, телекоммуникациями, розничной торговлей, энергетикой добычей ресурсов, аудитом, консалтингом, банками, финансами и страхованием.
Работа с талантами
Успех трансформации зачастую зависит от способности команды инициировать изменения, реализовывать их и справляться с внешними кризисами. Поэтому для компании всегда большое искушение — собрать новую топ-команду, состоящую из людей с высоким потенциалом, которая справится с изменениями.
При нехватке квалифицированных кадров с высокой мотивацией и запасом энергии полная замена команды в России сейчас практически невозможна. А в случае, если организация все же найдет подходящих людей, их интеграция может привести к сложностям. Так, одна крупная IT-компания решила пойти простым путем и при создании нового направления бизнеса привлекла нескольких основателей успешных стартапов в качестве руководителей. Ожидалось, что новые лидеры привлекут команды извне и смогут вдохновить существующих сотрудников. Но они столкнулись с колоссальными трудностями при попытке построить отношения с людьми внутри корпорации.
Когда эти предприниматели строили стартапы, то работали с квалифицированными коллегами, которые были мотивированы и очень вовлечены в процесс. В большой компании же они оказались совершенно не готовы к работе по корпоративным правилам. Вместо решения бизнес-задач привлеченная топ-команда была вынуждена тратить время на то, чтобы наладить взаимоотношения и пытаться урегулировать постоянно возникающие конфликты. Но так и не достигла желаемого результата и покинула проект еще на этапе запуска, компания же была вынуждена срочно искать замену, чтобы справиться с кризисом.
Трансформационный потенциал людей в компании зависит не только от их должности и уровня, важное значение играют лидерские качества, возраст или гендер. Эксперты проводили оценку по шести ключевым факторам, отражающим как профессиональные компетенции, так и личные качества людей. Ниже приведены основные выводы.
Цифровая восприимчивость — способность осваивать и применять технологии в работе зависит от возраста. Наиболее активными оказались сотрудники среднего возраста; молодые специалисты показали высокую гибкость и скорость адаптации к новым технологиям, а старшие группы вносят значимый вклад в стратегические аспекты и реализацию цифровой трансформации. Таким образом, создание проектных групп, включающих представителей разных поколений, обеспечит компании сбалансированный и успешный процесс цифровизации.
Инновационность — руководители бизнесов и члены советов директоров более склонны придумывать и реализовывать новые идеи. Именно они играют ключевую роль в инициировании стратегических инноваций. Обеспечьте для них доступ к международным трендам и инновационным источникам информации, чтобы создать эффективную поддержку их креативности.
Мужчины сохраняют стабильный интерес к инновациям, что позволяет им уверенно находить новые решения в период изменений. Интерес к инновациям и новым решениям у женщин возникает в более стабильное время, а значит, они могут успешно заниматься развитием инновационных решений после кризисных периодов.
Лидерство — умение выстраивать эффективные взаимоотношения и управлять командами — показывает максимальный рост на всех уровнях управления. Интересная динамика наблюдается и в гендерном разрезе. Женщины демонстрируют более высокую адаптивность в условиях изменений. Это говорит об их умении поддерживать межличностные связи и оставаться лидерами в сложных условиях. Мужчины, хотя и сохраняют стабильные лидерские качества, но оказываются гораздо менее адаптивными.
При планировании проектов в условиях изменений стоит рассмотреть кандидатуры женщин на ключевые позиции, особенно если задачи требуют гибкости и слаженной командной работы. Мужчин целесообразно привлекать на роли, требующие стабилизации и долгосрочного контроля процессов.
Эффективность — начиная с 2021 года желание сотрудников доводить задачи до конца продолжает снижаться, как и устойчивость перед трудностями. Это особенно заметно среди специалистов и менеджеров среднего звена, что связано с постоянной перегрузкой и невозможностью достичь стабильности в работе.
Внедрение гибких стратегий восстановления после кризисов может помочь компаниям справиться с выгоранием команд. Важно смещать фокус на созидательные инициативы и предоставить сотрудникам возможность влиять на решения и активно участвовать в изменениях.
Драйв— энергия, мультизадачность и способность поддерживать высокий темп работы. Этот показатель имеет прямую связь с особенностями нервной системы человека. Проведенное исследование показало, что компании, которые стимулируют таким образом сотрудников, получают кратковременные результаты. Но изменить этот показатель невозможно: существует предел человеческих возможностей, который сложно преодолеть.
Поэтому ключевую роль в повышении эффективности играет оптимизация рабочих процессов. Регулярный анализ и отказ от неэффективных процедур и отчетов помогут сократить бюрократию и освободить время для действительно важных проектов.
Клиентоориентированность— умение учитывать и предсказывать потребности клиентов, как выяснилось, вообще не является приоритетом для сотрудников ни на одном из уровней управления. Ключевую роль в поддержании стратегии, ориентированной на клиентов, играют руководители бизнеса и подразделений. Их способность вносить изменения и понимать ценность клиента помогает компании оставаться конкурентоспособной.
Проводники изменений
Менеджмент компании должен осознанно подходить к планированию работы с ключевым ресурсом — своими сотрудниками. От видения, стратегии и способности топ-менеджеров организовать работу с людьми зависит, сохранит ли и приумножит ли компания свою конкурентоспособность. Чтобы не остаться позади рынка, топ-менеджмент должен фокусироваться не только на бизнес-аспектах, но и уделять внимание стратегии по планированию и развитию человеческих ресурсов. Это особенно важно в условиях внешних изменений, которые значительно опережают естественную скорость адаптации человека.
Технологии могут полностью изменить расстановку сил на рынке, и от этого выигрывает тот, кто успевает первым распознать и реализовать появившиеся возможности. Показательной можно назвать историю некогда лидера рынка процессоров — компанию Intel. За последние 20 лет она дважды игнорировала актуальные тренды.
В 2000-х годах топ-менеджмент компании отказался от сотрудничества с Apple и в результате полностью упустил рынок мобильных устройств. А спустя 20 лет Intel проигрывает и в гонке за инфраструктуру для искусственного интеллекта. Компания слишком медленно внедряла дорогостоящий метод производства микросхем, который используется при создании чипов для ИИ, что уже привело к серьезным последствиям. За последние три года акции компании упали примерно на 55%, в отличие от ближайших конкурентов — Nvidia и TSMC, капитализация которых продолжает расти.
Семилетнее исследование Regroup показывает, что создание условий для раскрытия потенциала сотрудников — это возможность для компании достигать своих целей и становиться устойчивее.
В конечном итоге успех компании на фоне беспрерывных изменений и череды кризисов определяется не только способностью адаптироваться, но и ее умением инициировать и реализовывать изменения. Для этого топ-команда должна уметь вовлекать сотрудников и создавать культуру, где каждый человек чувствует свою значимость и может внести позитивный вклад в развитие.