Как узнать мнение общества | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как узнать
мнение общества

Новые технологии анкетирования вытесняют традиционные опросы.

Автор: О’Коннелл Эндрю

Как узнать мнение общества

читайте также

Таблетка вечной молодости

Владимир Рувинский

Как Apple сокращает рынок смартфонов

Хуан Пабло Васкес Сампере

Контрольная закупка

Евгения Чернозатонская,  Ракшенко Лилия

Зачем вы покупаете новый смартфон? Потому что хотите быть лучше

Марк Р. Форхенд,  Сокиенте В. Дагого-Джек

Политики и бизнесмены обосновывают свои решения данными опросов. Но специалисты знают, как непросто выяснить, что люди думают на самом деле. Сейчас в США грядут важные промежуточные выборы, которые, по-видимому, станут сюрпризом для многих. Возможно, тогда все поймут, сколь ненадежны опросы общественного мнения. Набрать респондентов так, чтобы получился требуемый срез, чрезвычайно трудно.

Традиционные способы выборки все менее эффективны и показательны, а новые онлайновые методы, собирающие ответы добровольцев, попадают под огонь критики, потому что в них участвуют «особые» люди. Всю сферу изучения общественного мнения скоро придется менять. Пока эта проблема острее всего ощущается в политике, но не меньшая опасность грозит и исследованиям потребителей, которые нужны бизнесу.

Традиционные опросы по телефону о политических предпочтениях избирателей, используемые последние тридцать лет, сейчас не в чести. По до сих пор не до конца выясненным причинам все меньше абонентов ­вообще снимают трубку. Факторов, скорее всего, несколько: люди больше разговаривают по сотовым и считают, что на стационарные телефоны звонят только рекламщики; у всех теперь есть определители номера; все чаще в семьях «приезжих» не могут понять интервьюеров из-за языковых проблем. Вдобавок все больше людей просто не хотят отвечать на вопросы.

Становится все труднее получить репрезентативную выборку, увеличивается риск ошибок и возрастают издержки. Роджер Туранжо, директор Объединенной программы по методологии опроса Мэрилендского университета, усматривает здесь параллель с провальным опросом 1936 года, который проводил журнал Literary Digest. Журнал предсказал победу Альфа Лэндона над Франклином Рузвельтом и вскоре прекратил свое существование. «Это и вызывает беспокойство, — говорит Туранжо, — люди, изучающие общественное мнение, думают примерно так: “Пока все нормально. В 2008 году замеры были более или менее точными”. Но погрешность растет, и рано или поздно мы ошибемся на 20%». Политолог из Стэнфордского университета Дуглас Риверс предсказывает: «Близится конец телефонных опросов». В качестве альтернативы социологи рассматривают онлайновое анкетирование добровольцев, уже ставшее неотъемлемой частью исследований потребителей.

В интернете анкетирование обходится в десять раз дешевле телефонного. Но у онлайн-исследований свои минусы. В то время как население в целом все меньше хочет отвечать на вопросы, активность респондентов в интернете резко растет. Некоторые «профессиональные респонденты», как их называют, за месяц участвуют в 15—20 опросах. Кроме того, эти выборки не репрезентативны — в них участвует белые, с высоким уровнем образования, а по возрасту — либо молодые, либо пожилые (но не средних лет). Вдобавок, говорит Туранжо, многие онлайн-респонденты заполняют анкеты как попало: хотят, потратив минимум времени, получить вознаграждение, положенное участникам. Хотя маркетологам не так важно знать мнение населения в целом — цель их опросов, скорее, собрать отзывы потенциальных клиентов, — нерепрезентативность онлайн-опросов стала проблемой и для них. Ким Дедекер из исследовательской группы Kantar, бывший руководитель отдела исследований рынка и потребителей Procter & Gamble, говорит, что нередко интернет-опросы давали высокую оценку какой-то концепции продукта, а результаты тестовых продаж оказывались никудышными.

Сейчас социологи и маркетологи вынуждены выбирать из двух зол: сложных и дорогих традиционных телефонных опросов и более дешевых, но нерепрезентативных интернет-анкет. Вся область исследований общественного мнения находится на пороге перемен. Сейчас ясно одно: организации этой сферы будут активно использовать огромные массивы данных, которые люди сами о себе сообщают, — умышленно или неумышленно.

По мнению Риверса, для тех, кто занимается опросами политической направленности, ключ к более дешевым и точным результатам дадут социальные сети. Гарвардский политолог Стивен Ансолабехер считает, что в будущем о каждом из нас в интернете накопится столько данных, что можно будет обойтись без общей части анкет (возраст, пол, семейное положение) и попросту задать нужной выборке интересующий вопрос в социальной сети.

В бизнесе будут собирать информацию из разных источников, вроде данных по покупкам в интернете и в магазинах. Стэнли Прессер, специалист по опросам Мэрилендского университета, любит повторять, что сейчас «жевательную резинку не купишь, не оставив цифрового следа». Такие «следы» позволят специалистам, с одной стороны, спрашивать потребителей об их мнении и, с другой, — используя ресурс, который Прессер называет «мегабазой данных», — видеть, как они же действуют в реальности.

ТАЙНА РОБОТОВ: МАЛО ОТВЕТОВ, ХОРОШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Опросы по телефону остаются наиболее распространенным методом изучения общественного мнения в области политики, но есть одна прорывная технология, которая оказывается более экономичной и в ряде случаев столь же точной, не- смотря на ничтожный процент ответивших — это опросы, проводимые телефонным роботом. В чем здесь дело? «Такие опросы обеспечивают качество быстро, дешево и без дополнительного контроля, — говорит политолог Гарвардского университета Стивен Ансолабехер об этой технологии, которая заключается в том, что респондентам посылают записанные устные сообщения с просьбой нажать клавишу “1”, если они поддерживают первого кандидата, и “2”, если отдают предпочтение второму. — Но может оказаться, что быстро, дешево и неподконтрольно — это именно то, что нужно, если учесть все сложности традиционных телефонных опросов».

Лучшие фирмы, ведущие опросы с помощью автоматов, в том числе SurveyUSA, неожиданно получили самые точные результаты, хотя отвечали считанные проценты тех, кому звонили. Вот почему при подготовке к президентским выборам 2008 года телефонные роботы провели более двух третей опросов в масштабе всего государства. Успех этих опросов специалисты объясняют двумя факторами. Во-первых, хорошие алгоритмы учета весов компенсируют несоответствие выборки структуре населения. Во-вторых, респонденты чаще говорят правду, когда вопрос задает компьютер, а не человек.

Но в роботах есть свои проблемы. Все больше людей полностью переходят на сотовые телефоны, и значит, количество респондентов будет уменьшаться, ведь американские законы запрещают автонабор сотовых номеров. В результате точность этого метода пострадает, несмотря на самые совершенные алгоритмы.