Польза бесполезного | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Польза бесполезного

Рассуждения о новом типе капитализма.

Автор: Ариели Дэн

Польза бесполезного

читайте также

Дмитрий Исаев: Гомосексуальность как инакомыслие

Анна Натитник

Как пережить шторм. Восемь советов, как сохранить устойчивость бизнеса

Елена Лазько

Почему большие данные часто не помогают бизнесу

Грэм Кенни

Когда экономика вызывает боль

Люсия Маккиа

Последнее время все чаще появляются — в том числе на страницах этого издания — рассуждения о новом типе капитализма. О создании вещей, полезных обществу. О том, что прибыль прибыли рознь: полученная в процессе улучшения этого мира, ценнее той, что стала результатом потребления бесполезной, а то и вовсе вредной продукции (см. статью Майкла Портера и Марка Креймера «Капитализм для всех», HBR — Россия, март 2011).

Рискуя оказаться белой вороной, выскажу свою мысль: те, кто заставляет людей мечтать о приобретении ненужных, в сущности, вещей, приносят обществу гораздо больше пользы, чем кажется.

Давайте вообразим, что я открыл новый бизнес, — начал продавать красивые бутылочки с воздухом, по 10 долларов каждая. Я назвал свой продукт «Респире» (ударение на последний слог — на французский манер). Реклама превозносит до небес чистоту «Респире» — это же бодрящий горный воздух! Знаменитости божатся: «Респире» возвращает молодость. (Кейт Уинслет каждый день начинает с «Респире»!) Через пару месяцев «Респире» буквально сметают с полок универмагов; спа-салоны уверяют, что закачивают в свои сауны исключительно воздух «Респире».

Мой продукт идет на ура. Конечно, это всего лишь воздух, и есть множество мест, где не менее чистым воздухом можно дышать бесплатно. Так каким же образом этот очевидно бесполезный продукт может оказать благотворное влияние на экономику? Он мотивирует людей. Рекламируя «Респире», я даю потребителям цель, во имя которой им придется работать больше, то есть увеличить производительность труда. Мы часто говорим, что задача маркетинга — заставить людей мечтать о ненужных вещах и тратить деньги, порой весьма бестолково. Но это не вся правда. Не стоит забывать и том, что маркетинг побуждает нас работать и зарабатывать, чтобы купить желаемое.

Представим себе на мгновение, что мир излечился от потребительской лихорадки. Теперь наши желания ограничиваются исключительно жизненно необходимым. Дети ничего не просят, не теребят нас за рукав в супермаркете. Скажите: вы бы много работали в таком мире? Что могло бы заставить вас вкалывать еще и еще?

А теперь вернемся к реальности. Помножьте желание купить наш условный «Респире» на многие тысячи продуктов разной степени полезности: айпады, кожаные диваны, хрустальные бокалы для мартини, автомобили, садовые гномы… Нас окружают тысячи маленьких стимулов.

Предположим, я хирург. Может ли мое стремление купить «Респире» — ну и прочие подобные вещи — заставить меня работать больше? Осваивать новые технологии, которые позволят мне спасти больше жизней и в то же время больше заработать? Полагаю, да.

Попробую выразиться яснее. Я не утверждаю, что маркетинг спасет нашу экономику. Что бесполезные товары сделают нашу планету счастливой и процветающей. Грань между работой ради покупки воздуха в бутылках и жизнью не по средствам, ставящей под угрозу ваше будущее и будущее всего общества, — очень тонка.

И все же, продолжая переосмысливать суть капитализма, давайте не будем сбрасывать со счетов роль наших желаний и стремления к роскоши, то есть к обладанию вещами, которые нам, возможно, не очень-то нужны. Это мощный двигатель производительности, а стало быть, ценная составляющая экономики.