читайте также
Мир стареет, и это сказывается на росте глобальной экономики. В прошлом ее мощным двигателем была большая и постоянно увеличивающаяся рабочая сила, а сейчас количество трудоспособного населения во многих странах сокращается. Тем самым единственная альтернатива для отдельных людей, компаний и стран — работать умнее. В эпоху фундаментальных демографических сдвигов возникает потребность в новой революции, революции продуктивности.
Если не улучшить показатели продуктивности, темп роста мирового ВВП уменьшится на 40%: с 3,6% в среднем с 1964 по 2012 год и до 2,1% в год в следующие полвека. Для смягчения наметившегося падения требуется ускорить рост продуктивности на 80%. Способна ли глобальная экономика достичь столь внушительных показателей? Новое исследование, проведенное нами в McKinsey Global Institute (MGI), показало, что эта весьма амбиционная задача все-таки достижима. MGI выявил возможности роста, которые позволят повысить темп роста до 4% в 19 из 20 стран-участниц G20, а также в Нигерии — их совокупный ВВП составляет 80% от общемирового. Этого будет достаточно, чтобы компенсировать последствия колоссального демографического сдвига.
Три четверти этого потенциала, то есть 3% роста, зависят от готовности компаний и государств воспользоваться теми лучшими практиками, которые уже существуют. И это прекрасная новость: мы можем в значительной степени обеспечить необходимый рост продуктивности, просто поддерживая эти благоприятные тенденции, а не изобретая заново велосипед в сфере услуг, производства или госуправления.
В особенности насущно увеличение продуктивности в сфере услуг, потому что там задействовано 75% несельскохозяйственных работников и доля этого сектора неуклонно растет. Либерализация и усиленная конкуренция в сфере услуг станет в ближайшие полвека основным источником роста продуктивности (в предыдущие 50 лет основным источником роста была либерализация торговли).
Читайте материал по теме: 4 ошибочных мнения о том, как надо руководить поколением Y
Например, продуктивность розничной торговли может между 2012 и 2025 повыситься еще на треть в развитых экономиках и вдвое — в развивающихся. Основным фактором станет создание современных магазинов, которые обычно втрое эффективнее маленьких традиционных лавок. Здесь главную роль играет госрегулирование. В России продуктивность розничной торговли увеличилась более чем вдвое за 10 лет после того, как этот сектор стал доступен для иностранных компаний, которые принесли с собой современные форматы торговли. Но нет гарантии, что эти возможности будут использованы. Так, Франция двинулась в противоположном направлении и предпочла ввести дополнительные ограничения на размер аутлетов и в результате пресекла рост продуктивности в этом секторе.
Прежде всего необходимо увеличение продуктивности в сфере здравоохранения, ведь этот сектор растет особенно быстро. Расходы на здравоохранение уже составляют 10% ВВП в развитых странах и в среднем 6% в четырех ведущих развивающихся странах — Бразилии, Китае, Индии и России. В Китае расходы на здравоохранение за пять лет почти утроились и к 2020 году должны превысить цифру в триллион долларов. В ближайшей перспективе самым надежным источником повышения продуктивности будет улучшение проведения операций и поставок медикаментов. В качестве примера можно привести изменения в работе медсестер. Обычно лишь треть своего времени они непосредственно уделяют пациентам, и если его увеличить, то эффективность труда существенно возрастет.
Дополнительным источником продуктивности станут инновации в самом широком смысле этого слова: не только применение новых технологий, но и новые, улучшенные процессы, операции, раздвигающие границы потенциала и роста. Некоторые эксперты скептически к этому относятся: они не уверены, что технологии и впредь будут обеспечивать столь быстрый рост продуктивности, как это было в прошлом. Мы придерживаемся другого мнения: и в развивающихся, и в развитых экономиках все еще сохраняется мощный источник инноваций. Тот же переход к интернет-торговле, где продуктивность работы на 80% выше, чем в современных розничных магазинах, — одна из таких мощных возможностей. Если китайские электронные торговцы сравняются в продуктивности со своими коллегами на других крупнейших рынках, продуктивность общенационального розничного сектора вырастет к 2020 году на 14%.
Читайте материал по теме: Почему вашей компании так нужны новобранцы
Инновации уже преображают сектор здравоохранения. Япония с 2000 года сумела на целую неделю сократить средний период пребывания пациентов на больничных койках, введя малоинвазивные процедуры и применяя удаленный мониторинг и помощь амбулаторным больным: теперь они могут получить полноценный уход у себя на дому. ClickMedix осуществляет сбор информации и передачу рекомендаций пациентам с помощью мобильных телефонов и цифровых камер. Административные расходы снизились на четверть благодаря этому нововведению.
Государственному сектору еще предстоит полностью подключиться к революции продуктивности, а пока основным ее двигателем остаются компании. Если бы они не инвестировали средства в модернизацию капитала и технологий, в рискованные с финансовой точки зрения исследования, в опробирование различных технологий и процессов, было бы сложно не то что повысить нынешний темп роста продуктивности, а хотя бы поддерживать его на имеющемся уровне. Компаниям приходится тратить больше сил на поиск и обучение сотрудников, и, чтобы сократить убыль рабочей силы, они предлагают более гибкий график женщинам и людям старшего возраста, а молодым обещают тренинги и менторов.
Читайте материал по теме: 5 приемов для грамотного руководства командой
Организации должны приготовиться к жизни в новой экономической среде, где многое будет по-другому. Справедливое распределение роста — неотложная задача не только для государств, но и для корпораций. Если львиная доля выгоды от общего роста концентрируется в руках обеспеченных слоев, чьи потребности и желания и так уже удовлетворены, то рост продаж многих товаров и услуг просто обречен сократиться. Широкое распределение доходов среди населения необходимо компаниям для поддержания нормального уровня продаж. Если этого не произойдет, едва ли увеличатся бонусы за продуктивность и итоговый результат.
Продуктивность и инновации должны быть средоточием всего, что мы делаем, иначе всеобщее процветание окажется под угрозой. Лишь масштабные изменения — в том числе более разумный подход к экономическому росту — соответствуют требованиям стареющего развитого мира. Всегда найдется такого рода опыт и пример в смежных областях бизнеса или в государственном секторе. И впереди у нас общая глобальная задача: в самом широком масштабе применять самые умные, эффективные, технологичные подходы к ведению бизнеса.
Читайте по теме: