Корпоративная социальная ответственность: молчать или говорить? | Большие Идеи

・ Прочее

Корпоративная социальная ответственность: молчать
или говорить?

Большинство людей не анализируют свое поведение, они поступают так, как принято в обществе.

Автор: Галия Сайфутдинова

Корпоративная социальная ответственность: молчать или говорить?

читайте также

Интеллект под контролем: что не так с использованием ИИ для бизнеса

Мидас де Бондт,  Родольф Шарм Ди Карло,  Теодорос Эвгениу,  Франсуа Канделон

Голос из будущего

Скот Хорник,  Шри Сантанам

Как пандемия изменила привычки покупателей

Эдди Юн

Темная сторона самоконтроля

Михаил Коккорис,  Ольга Ставрова

Зачастую между руководителями компаний и маркетологами возникают споры, касающиеся того, надо ли распространять информацию о благотворительной деятельности. И речь даже не о вопросе, поднятом 45 лет назад Милтоном Фридманом — что считать социальной ответственностью для бизнеса и есть ли в принципе смысл корпорациям заботиться о благе окружающих. Допустим, здесь мы для себя все решили, Фридман нас не убедил, и мы хотим заниматься благотворительностью. Основная претензия, которая звучит в подобных обсуждениях, сформулирована примерно так: «В молчании должно добро твориться».

И меня очень интересует: а почему? Почему российское сознание так негативно реагирует на любые публичные действия, направленные на благо общества?

В принципе, мне понятны истоки такого поведения. Очевидно, что они коренятся в многолетнем партийном лицемерии, с которым мы привыкли сталкиваться во времена Советского Союза и которое иногда продолжаем видеть и теперь. Но такое неприятие любых позитивных общественных инициатив не всегда является разумным и нормальным. Ведь оно действует само по себе разрушающе на людей и общество в целом.

Мы так спокойно реагируем на недостойные поступки — любые, от вышвырнутой в окно автомобиля обертки до дачи взятки, но в штыки встречаем попытку рассказать о добром деле. Почему мы «по умолчанию» не верим в то, что это действие могло быть совершено бескорыстно? И даже если оно совершено по каким-то корыстным мотивам, станет ли оно от этого хуже? Какая разница, из каких побуждений депутат голосует против недостойного законопроекта? Он-то поступает как должно. И разве изменится качество игрушек, переданных в детский дом компанией, если последняя совершила эту покупку для того, чтобы получить налоговые преимущества? Да, на благотворительности можно заработать, но от этого результат наших действий не изменится.

Откуда в наших душах эта темная достоевщина: человек плох, и вы тоже плохие, и я вам это докажу… Стоит ли брать на себя роль судьи и надо ли судить о человеке по его мотивам? Ведь для нас человек измеряется поступками. Храбр тот, кто поступает храбро, добр тот, кто творит добро.

Что есть мужество, как не преодоление страха? Быть смелым — не значит не бояться пуль и снарядов. Быть смелым — значит с трясущимися руками и клацающими зубами сделать шаг навстречу врагу.

Героизм не означает бессмертия и неуязвимости. Это всего лишь преодоление своей исконной сущности. Вспомните то, что Юрий Лотман говорил о поколении войны 1812 года и декабристах. Эти мальчики играли в Гракхов и Ахиллов, они были тщеславны, они рисовались перед зрителем в жизни и на поле боя. Они вели себя как герои. И они стали героями.

Афоризм «pas être, paraître» («не быть, но казаться») на их примере с треском провалился. Paraître pour être (казаться, чтобы быть) — эта театральная формулировка оказалась справедливой и в жизни.

Хорошо, скажете вы. Если ты делаешь добро, так и быть, делай его. Но зачем о нем рассказывать?

Как зачем? Я хочу обзаводиться друзьями и единомышленниками. Мне не нужно одно только ваше одобрение — я хочу, чтобы ко мне присоединялись. Жертвую ли я деньги на детский дом или сажаю деревья, я понимаю, что только моих действий будет недостаточно для того, чтобы изменить ситуацию в целом. Но десять, двадцать, тысяча таких же, как я, способны решить проблему. Это раз.

А во-вторых, воспитательных соображений тоже никто не отменял. Большинство людей не анализируют свое поведение, они поступают так, как принято в обществе. И все наши поступки как в жизни, так и в бизнесе являются постоянным источником сигналов для окружающих. Всевозможные эксперименты доказывают — случайно услышанная история или пример перед глазами могут повлиять на наше поведение. «Они сортируют мусор — значит, этот процесс можно организовать без дополнительных расходов, попробую-ка и я так». «Выиграли конкурс без откатов — а что, так бывает? Может быть, нам тоже стоит поучаствовать?».

Мне выгодно создавать атмосферу доверия между предприятием и сотрудниками. Выгодно показывать свою благотворительную деятельность, выгодно выполнять данные людям обещания и демонстрировать открытость и честность, потому что с большой вероятностью мои коллеги отплатят мне тем же — умением держать слово и щепетильным отношением к корпоративным финансам.

Читайте по теме: