Почему мозговой штурм — потеря времени | Большие Идеи
Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему мозговой штурм — потеря времени

Томас Чаморро-Премузик
Почему мозговой штурм — потеря времени

Рост и инновации начинаются с креативных идей. Креативность отдельных сотрудников зависит от сочетания опыта, мотивации и умения мыслить творчески. На уровне коллектива креативность порождается синергией его членов: благодаря ей целое оказывается больше, чем сумма его частей.

Наиболее часто применяется метод мозгового штурма. Эту технику разработал еще в 1950-х Алекс Осборн, человек, словно вышедший из сериала «Безумцы». Мозговой штурм следует четырем принципам: а) генерируйте как можно больше идей, б) отдавайте предпочтение необычным, оригинальным идеям, в) сочетайте и оттачивайте предложенные идеи и г) пока длится этот штурм, ничего не отвергайте и не критикуйте. Этот процесс, по природе своей неформальный и неструктурированный, основан на двух давно известных психологических предпосылках: во-первых, присутствие других людей само по себе оказывает стимулирующее воздействие, а во-вторых, количество рано или поздно переходит в качество.

Осборн утверждал, что мозговой штурм дает почти на 50% лучший результат, чем индивидуальные усилия. Но без малого шестьдесят лет научных исследований так и не подтвердили, чтобы идеи, порожденные подобным образом, были лучше, чем идеи, которые равное количество сотрудников могли бы выработать самостоятельно. Большое количество примеров указывает скорее на то, что мозговой штурм нарушает творческий процесс и итогом его будет не синергия, а снижение общей отдачи.

Метааналитический обзор более 800 команд обнаружил, что люди высказывают больше оригинальных идей, когда не общаются с другими. Особенно вреден мозговой штурм для больших команд, для групп, которые находятся под строгим руководством, и в тех случаях, когда устные выступления не протоколируются. Еще одна проблема: они быстро сдаются, если их усилия не окупаются сразу же.

Но почему мозговой штурм не приносит ожидаемых плодов? Тому есть четыре причины:

  • Отлынивание. Известна тенденция «проехаться за чужой счет» — люди меньше прилагают усилий в команде, чем когда вся ответственность лежит на каждом члене коллектива. Это схоже с эффектом наблюдателя: мы не склонны делать то, что вполне могут сделать за нас другие.
  • Читайте материал по теме: Офис как место для тусовки
  • Тревожность. Сотрудник тревожится о том, как будут восприняты его предложения. У этого явления есть и другое название: «страх перед оценкой». Если у кого-то из членов группы обнаружатся превосходящие знания и опыт, другие не захотят подставляться — особенно этот страх давит на интровертов и неуверенных в себе людей.
  • Наименьший общий знаменатель. Это процесс «адаптации на понижение», когда самые талантливые члены группы начинают уподобляться наименее способным. Такой эффект хорошо известен в спорте: тренируясь со слабым напарником, спортсмен теряет собственные навыки, опускаясь до уровня этого человека.
  • Взаимные помехи. При любых размерах группы непременное условие — выдвигать не более одной идеи за раз, чтобы тебя выслушали. Исследования показали, что количество идей достигает максимума при шести-семи участниках штурма, а затем с ростом числа участников снижается.
советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Кто обеспечит компании прибыль?
Кумар В.,  Леоне Роберт,  Сандер Саранг
Нужна ли миссия компании?
Алексей Готсданкер