читайте также
Как-то мы со студентами заговорили о достоинствах и недостатках речи. Оказалось, они больше всего ценят умение общаться, налаживать отношения, добиваться своего.
— Разумно, — сказала я, — Коммуникация должна быть эффективной. Запоминайте первый принцип пишущего.
Перед тем как начать сочинять текст, четко сформулируйте для себя цель своего высказывания.
Зачем вы собираетесь писать доклад: ради галочки — зачета-автомата, обещанного преподавателем? Ради триумфа на семинаре, после которого никто не посмеет считать вас тупицей? Ради того, чтобы поделиться своими мыслями с понимающими собеседниками?
Работа «для галочки» подсознательно делается кое-как. Писать для отписки вообще не стоит: текст — это ваше лицо, по нему читатель будет судить о ваших талантах и деловых качествах. Зачем вам репутация халтурщика?
Если вы чувствуете, что писать надо, но неохота, начинать работу рановато. Покопайтесь в материале — вдруг предложенная тема вас и в самом деле увлечет? Считайте все тренировкой: умение писать качественно — это упорно вырабатываемый навык.
Обдумывая свою цель, помните, что писать только для себя — не самый лучший вариант: вы рискуете из лени отложить оттачивание формулировок «на потом». Пишите ради себя, но в надежде, что очень важный для вас человек прочтет написанное и оценит.
Признание всегда стимулирует человека. Лермонтов стал писать заметно лучше, когда — благодаря стихотворению «Смерть поэта» — его назвали наследником Пушкина. Правда, успех и признание не повод для самодовольства: перечитайте гоголевский «Портрет». Социальная ориентация сочинительства позволяет сформулировать второй принцип пишущего.
Читайте материал по теме: Осознанное восприятие может изменить ваш головной мозг
Перед тем как начать писать текст, вспомните все, что вы знаете об адресате.
Адресат — мужчина, женщина? Сколько ему лет, кто из вас старше и насколько? Кто из вас от кого зависит? Вы симпатизируете друг другу или наоборот? Из какой он среды, как одевается, где работает, учится? Каковы его вкусы, убеждения? Есть ли у него чувство юмора? Что он должен знать, чтобы понять ваш будущий текст? Любит ли он читать? Зачем он будет читать ваш текст — узнать что-то новое, из вежливости, по обязанности, из любопытства? Что будет, если ваш текст ему понравится / не понравится? Кто и что от этого выиграет / потеряет?
На основании этих данных составьте список требований.
Писать строго по делу! Не хамить! Да, я его терпеть не могу и с наслаждением унизил бы его, раз уж мне представилась такая возможность, но наши интересы еще не раз с ним пересекутся, и завтра моя сегодняшняя резкость может мне повредить.
Писать вежливо и нейтрально! Лучше не шутить! Это человек старшего поколения, чуждых мне убеждений, я совершенно не знаю его вкусов. Лучше писать так, чтобы не затрагивать острых проблем.
Не сюсюкать! Подростки любят чувствовать уважение, а не снисходительность. Писать так, чтобы было трудно оторваться, чтобы захотелось узнать еще больше! Объяснения должны быть простыми и понятными!
Готовый текст надо обязательно перечитать, чтобы проверить, все ли сведения об адресате вы учли.
Говоря учеными словами, фактор адресата существенно влияет на эффективность коммуникации. Общаясь с теми же студентами, важно помнить: они знают меньше преподавателей, но хотят многому научиться. Они ценят понятные объяснения, четкие формулировки и увлекательно излагаемые новые факты и идеи.
Ум и образованность ассоциируются у студентов с непонятностью и занудством. И виноваты в этом отчасти авторы учебников. К сожалению, учебники написаны по большей части плохо и невразумительно. Вот цитата из солидного вузовского пособия для журналистов и пиарщиков. «В гуманистической парадигме свобода — это стремление к реализации экзистенции, которая предстает как духовное измерение бытия: нравственное переживание, совесть, категорический императив, инстинктоидная потребность в трансцендировании».
Вчитайтесь, и вы убедитесь, что данную цитату невозможно превратить в осмысленное утверждение, которое читатель способен соотнести с реальностью и со здравым смыслом. Мои респонденты, растущие на такой «интеллектуальной» продукции, и не догадываются, что за заумными словами и запутанными синтаксическими конструкциями скрывается не ученость, а отсутствие культуры мышления.
Увы, мы живем в окружении скверно написанных текстов. Плохо пишут чиновники, юристы, сочиняющие законы, ученые и преподаватели; составители инструкций, технических описаний и отчетов. Плохо пишут не только у нас: Уильям Зинсер, автор американского бестселлера «Как писать хорошо», отмечает в текстах своих соотечественников те же недостатки, что я нахожу у своих.
Читайте материал по теме: Медитация по расписанию
Мы каждый день читаем тяп-ляп написанные блоги и новостные ленты. Вот свежий пример. Автор блога цитирует областной сайт. Блогер выражает удивление идиотизмом новости, но предлагает нам ее прочесть. Привожу без правки несколько абзацев:
«В Челябинске может появиться «Церковь Челябинского метеорита» Я конечно очень удивлен, что до такого можно додуматься, но читайте сами…
— В тот день человечество получило информационный пакет, мы называем его условно — скрижали. В них содержатся сведения об устройстве вселенной, а также свод морально-правовых норм… Наше требование к властям — передача небесного посланника. Большая часть информации еще находится на самом небесном посланце и требует более тесного контакта визионеров со скрижалями, — сказал сайту «Первый областной» Андрей Брейвичко. — Сейчас, пока метеорит находится на дне озера, он в благоприятной среде. Очень важно, чтобы власти Челябинской области прислушались к нашим требованиям. Контакт метеорита с посторонними лицами, относящимися к нему, как к простому камню, может нарушить информацию, содержащуюся на нем. Возмущение ноосферы от постоянных попыток поднять метеорит мы уже видим в нагнетании международной нестабильности вокруг Сирии».
Бредовые идеи, странное словоупотребление, нелепые клише… Метеорит оказывается не камнем, а небесным посланником / посланцем, то есть существом одухотворенным. Принесенное им послание (свод правовых норм) должен интерпретировать некий страдающий галлюцинациями человек (именно таково первое значение слова визионер). Даже если под визионером понимается провидец, новая форма законотворчества пугает. Смешение компьютерных, экологических, религиозных, политических, канцелярских слов и выражений породило беззастенчивый канцелярит, с которым в книге «Слово живое и мертвое» боролась Нора Галь. О грамматических, лексических, стилистических и пунктуационных ошибках и неуместных клише умолчим.
И вот мы снова незаметно проглотили кусок интеллектуально и эстетически вредной пищи и порадовались, что мы умнее адептов метеорита. Только вот беда: все услышанное и прочитанное так или иначе отражается в наших собственных текстах, потому что речевой мусор постепенно становится частью нашего подсознания. Чтобы справиться с этим мусором, помните о третьем принципе пишущего.
Каждый день не менее получаса следует проводить за чтением умных, хорошо написанных книг.
Да, язык сейчас сильно изменился, и стремиться писать «как Пушкин» смешно. Но Пушкин, Гоголь, Чехов, Булгаков были умнейшими людьми и писали блестяще! Читайте их, читайте современную литературу, которую рецензенты хвалят за хороший язык. Это противоядие против неряшливой речи поможет вам научиться писать, как положено образованному человеку.