«За 10 лет мы сделали новый рынок факторинга. Дальше время коммерческого финансирования» | Большие Идеи

・ На правах рекламы

«За 10 лет мы сделали новый рынок факторинга. Дальше время
коммерческого финансирования»

Глава ВТБ Факторинг о быстрорастущем сегменте российского финансового рынка

«За 10 лет мы сделали новый рынок факторинга. Дальше время коммерческого финансирования»

читайте также

Уже два года!

Елена Евграфова

Чистые труды: почему возобновляемой энергетике в США не хватает денег

Уолтер Фрик

Пять навыков хорошего маркетолога

Кара Франс,  Марк Бончек

Будущее удаленной работы

Притхвирадж Чудхури

О самом быстрорастущем сегменте российского финансового рынка и о главном секрете успеха компании рассказывает Антон Мусатов, генеральный директор ВТБ Факторинг.

В одном из интервью в конце года вы заявили о формировании ВТБ Факторинг нового рынка коммерческого финансирования. Можете прокомментировать это решение?

Да, действительно, мы связываем свое дальнейшее развитие с рынком коммерческого финансирования. Это объясняется тем, что все компании, являясь потребителями и поставщиками товаров и услуг, как правило, пользуются отсрочкой платежа или предоставляют ее своим контрагентам. А значит, они имеют коммерческую задолженность — дебиторскую или кредиторскую, под которую теперь можно привлечь финансирование в ВТБ Факторинг.

В этом году наша компания отмечает десятилетие, при этом уже более двух лет мы занимаемся больше, чем факторингом и открываем для российских компаний новый рынок коммерческого финансирования. Пришло время зафиксировать этот факт для нас самих и для рынка.

Неужели потенциал классического факторинга уже исчерпан, и что это означает для ваших клиентов?

Разумеется, факторинг как продукт никуда не исчезнет, но область его применения значительно расширится. На мой взгляд, это естественный шаг в эволюции нашего якорного продукта, к которому нас подтолкнули наши клиенты.

Как это произошло?

Исторически факторинг развивался в ритейле, поскольку это была чуть ли не единственная отрасль с широко распространенной практикой расчетов с отсрочкой платежа. Но по мере активизации производственной и коммерческой деятельности крупных промышленных предприятий, предоставление и получение отсрочки платежа стало серьезным аргументом в конкурентной борьбе. Это обстоятельство открыло для факторинга новые отраслевые ниши.

Мы, как лидер рынка, смогли вовремя отреагировать на растущий спрос и предложить решение, отвечающее специфической потребности промышленных предприятий. И сегодня наша компания традиционно занимает значимую долю — порядка 40% — факторингового финансирования не только в торговле, но и в новых для факторинга отраслях: энергетике, производстве, машиностроении, нефтехимии и других. В нашем портфеле также есть и вовсе уникальные сделки — в сфере авторских прав, услуг, медиа и долгосрочного факторинга на 4-5 лет.

Вы связываете активный рост рынка факторинга с расширением клиентской базы за счет новых отраслей?

Не только. Около двух лет назад, в ответ на специфический запрос одного из клиентов, мы предложили рынку новый продукт — агентский факторинг кредиторской задолженности и комплексные программы финансирования поставщиков крупных компаний. Речь идет о новом виде финансирования в дополнение к классическому факторингу дебиторской задолженности. Продукт оказался чрезвычайно востребованным. Если раньше к нам приходили исключительно поставщики, то теперь среди наших клиентов появляется все больше покупателей, для которых мы составляем программы финансирования их контрагентов. Это сложные сделки, требующие синхронизации закупочных, производственных и коммерческих циклов компаний с их финансовыми потоками. Треть всех наших новых сделок, реализованных за прошлый год, была заключена именно в рамках таких продуктовых решений.

Таким образом, активный рост рынка факторинга связан не только с выходом в новые отрасли: внедряя новые инструменты, мы в значительной степени будем способствовать формированию в России нового рынка коммерческого финансирования.

На сегодняшний день клиентами вашей компании являются крупные предприятия — «фабрики, заводы, пароходы». Планируете ли выходить в сегмент малого и среднего бизнеса?

По сути, ВТБ Факторинг уже сотрудничает и оказывает поддержку этому сегменту, в основном через крупные компании. Так, например, в прошлом году мы обслужили более тысячи клиентов, большинство из которых как раз представляет малый и средний бизнес и является поставщиками промышленных предприятий, торговых сетей. Компании малого и среднего бизнеса — драйверы роста экономики, обеспечивающие ее целостность. Работать с ними напрямую — это одна из стратегически важных задач. В этом году мы готовим масштабный проект, который связан, в первую очередь, с произошедшими глобальными изменениями в группе ВТБ — объединением банков в один универсальный, ориентированный на все сегменты бизнеса. Задача нашей компании как части группы — усилить охват всех направлений.

Можно ли назвать факторинг конкурентом кредитным продуктам?

Факторинг и кредитование не конкуренты, а скорее партнеры. Кредитные продукты в основном нужны для финансирования долгосрочных или инвестиционных проектов, факторинг — для финансирования и покрытия рисков по договорам поставки и оказания услуг. И хотя использование факторинга позволяет компаниям максимально эффективно оптимизировать структуру привлеченного финансирования, было бы неправильно стараться вытеснить банковский кредит факторингом.

Каких результатов достигла ваша компания по итогам прошлого года?

Прошлый год был для нас очень успешным. Мы поставили на поток финансирование проектов с сотнями участников процесса. Мы досрочно выполнили трехлетние стратегические цели по объему бизнеса, семь лет подряд сохраняя лидерство и опережая по размеру портфеля суммарно двух крупнейших конкурентов. В 2018 году наш портфель вырос в полтора раза и превысил отметку в 215 млрд рублей — это новый исторический рекорд и очередная веха в рамках всего рынка. Без ложной скромности скажу, что за время работы ВТБ Факторинг мы создали новый рынок факторинга в России. Теперь мы расширяем его границы и идем к новым горизонтам — формированию рынка коммерческого финансирования.

БЛИЦ-ОПРОС

Ваше главное правило в работе?

Все, что вы делаете, должно нести практическую пользу клиентам, коллегам, партнерам и акционерам.

Как много времени вы готовы уделять работе?

25 часов в сутки. Если серьезно, я привык и мне нравится много работать, это стало моим образом жизни. И думаю, что по-другому я уже и не умею.

Что для вас самое страшное?

Отсутствие развития и полный штиль. Когда бежишь, хочется бежать еще быстрей, не останавливаясь в собственном развитии, ведь, как известно, «успех любит подготовленных».

Можно ли, на наш взгляд, сочетать дружбу и бизнес?

Я не сторонник смешивать эти сферы жизни, но считаю, что в бизнесе всегда есть место хорошим человеческим отношениям.

Главный актив вашей компании?

Конечно, команда. Убежден, что это главный актив, который никогда не обесценится.

Ваш секрет успеха?

Думаю, я уже раскрыл все секреты в этой беседе.