Арт-рынок на пути цифровой трансформации | Большие Идеи

・ Партнерский материал

Арт-рынок на пути
цифровой трансформации

Ксения Подойницына — создатель проекта InArt, онлайн платформы о современном российском искусстве.

Автор: Ксения Подойницына

Арт-рынок на пути цифровой трансформации
Ксения Подойницына — создатель проекта InArt, онлайн платформы о современном российском искусстве.

читайте также

10 ошибок, которые разрушат статусные переговоры

Александр Куличков

Владимир Путин — гендиректор Russia Inc.

Манфред Кетс де Врис,  Станислав Шекшня

Антикризисная подборка: какие книги помогут справиться с трудностями

Антон Максименко

Что делать, если на работе вам трудно быть самим собой

Дори Кларк

Последние пять лет мировой рынок современного искусства претерпевает серьезную трансформацию. В России эта трансформация имеет гораздо более короткую историю — как и сам рынок, возникший лишь в конце 1980-х годов. Традиционно он считается закрытым, «кулуарным»: люди, пришедшие со стороны, плохо в нем ориентируются и зачастую не понимают, как оценить произведение, справедлива ли его цена и стоит ли его приобретать. Отсутствие прозрачности во многом замедляет рост и развитие рынка, а также его интеграцию в мировое арт-пространство. Преодолеть этот разрыв можно с помощью ИТ-решений, которые постепенно приобретают популярность как у художников, так и у галеристов, кураторов и коллекционеров.

Диджитализации российского рынка современного искусства способствует ряд факторов. Прежде всего, это пандемия: продажи стали еще быстрее уходить в интернет и всем участникам рынка приходится осваивать новые технологии. Согласно прошлогоднему отчету Online Art Trade Report, выпущенному страховой компанией Hiscox, в 2020 году онлайн-продажи составили 15,8% от общего объема продаж предметов искусства, тогда как в 2019 году этот показатель не превышал 7,5%. В то же время рост интернет-продаж с 2013-го по 2020 год достиг 425%.

Еще один фактор — стремительное развитие цифровых технологий и появление ИТ-проектов в сфере искусства. Одна из таких технологий — NFT — nonfungible token, или невзаимозаменяемый токен, который подтверждает право собственности на произведение. Конвертируя работу в NFT, то есть в цифровой вид, автор продает ее за криптовалюту на специализированных порталах. Подобные произведения уникальны, как и оригиналы. По данным исследования, проведенного компаниями ArtTactic и Deloitte в 2021 году, NFT-искусство сейчас растет со средним темпом 125% в год. Это дает огромный импульс к развитию онлайн-торговли на арт-рынке.

Перемены вызывает и появление нового поколения покупателей, которые стремятся разбираться во всем самостоятельно, без помощи консультантов. Они хотят находить в интернете примеры работ того или иного автора, информацию о нем и его произведениях, а затем на основе полученной информации определять примерную стоимость интересующей их работы и принимать решение о покупке.

Первым проектом, который стал собирать специализированную базу данных и разрабатывать методологии оценки, чтобы в будущем создавать инвестиционные инструменты с большими данными, стала основанная мною в 2016 году платформа InArt. До этого в России подобными вещами никто не занимался: в творческой среде не принято уделять пристального внимания цифрам.

Мне цифры, напротив, никогда не казались скучными. Я окончила Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова по специальности «финансы и кредит», а затем магистратуру в области европейского бизнеса в бизнес-школе ESCP. Получив образование, я некоторое время трудилась в банках и на фондовых рынках разных стран. Статистика, аналитика, работа с данными стали важными элементами моей жизни.

В то же время меня всегда интересовало искусство. В 2010 году я основала «Галерею 21» и стала работать с молодыми российскими авторами. В этом я тоже оказалась первопроходцем: раньше начинающими художниками российские галеристы всерьез не интересовались.

В то время арт-рынок Москвы активно развивался. Авторы не задумывались о собственном продвижении, покупатели не понимали, чем обоснована цена на произведения искусства, галеристы не заключал контактов с художниками и все договоренности закрепляли на словах. Аналитикой арт-рынка занимался только один проект — Art Investment: он изучал аукционные торги по всему миру, не ограничиваясь современными или российскими авторами.

Задумавшись, как развивать карьеру, я увидела, что аналитика в области современного российского искусства — незанятая ниша. Я понимала, что аукционных данных для оценки произведений и формирования статистики зачастую недостаточно: в них, например, может быть провал из-за того, что художник несколько лет ничего не продавал или писал не пользующиеся спросом работы. Кроме того, эти данные в недостаточной степени отражают заслуги и регалии художника, которые, между тем, должны оказывать серьезное влияние на цену произведения. Это означало, что арт-рынку для качественной и прозрачной работы требуются дополнительные данные.

Руководствуясь этими соображениями, я запустила проект InArt (и одновременно, чтобы избежать аффилированности, дала такое же название галерее). Основная задача проекта — расставить ориентиры на рынке современного искусства, ответив на несколько ключевых вопросов. Кто считается современным художником? Сколько стоят работы и почему? Как меняются цены на работу? Каков объем рынка современного искусства? От чего зависит его развитие?

Чтобы дать ответы на эти вопросы, решено было использовать цифровые технологии. Я составила методологию, позволяющую определять, кто является профессиональными российскими современными художниками. Таковых на тот момент оказалось меньше полутора тысяч. С тех пор мы с командой ежегодно обновляем эту базу, и сейчас в нее входит уже более 2200 человек. В пул профессиональных современных авторов мы стали включать и выпускников художественных вузов, которые решили остаться в профессии и уже начали выставляться.

Мы также составляем рейтинги художников, основываясь при этом не на опросах экспертов, а на математической модели: анализируем резюме и трек-рекорд авторов — каждое участие в выставке, появление работ в галерее, в музее и т. д. дает художнику дополнительные очки.

В прошлом году к нашему проекту присоединился партнер — специалист по разработке и внедрению ИТ-продуктов в финансовой сфере. Вместе с ним мы создаем платформу, которая позволит оценивать предметы искусства в режиме онлайн, а также покупать и продавать работы.

Благодаря партнеру у нас появляется возможность создавать новые индексы, которым люди, принимающие решение о покупке, будут доверять с полным основанием, ведь базироваться они будут не на мнении экспертов, а на технологиях машинного обучения. Наша цель — как можно дальше уйти от человеческого вмешательства и субъективности в любых оценках, и мы быстро к ней идем.

На внедрение новых технологий, в частности для составления рейтингов, арт-сообщество реагировало по-разному. Художники зачастую не понимали, зачем мы их оцениваем и пересчитываем, и не давали нам письменного согласия на участие в рейтингах, лишая себя возможности попасть в них. Многие отказывались прислать резюме, аргументируя это тем, что им придется тратить время и силы на то, чтобы собрать «для нас» информацию о себе.

Ситуация постепенно меняется, и мы видим в этом отчасти свою заслугу. Авторы, особенно новое поколение, осознают, что резюме — их главный документ, в который нужно вносить каждое достижение. Многие учатся или стажируются в зарубежных академиях искусств, где всегда объясняют, как общаться с участниками рынка, выстраивать с ними отношения, оформлять CV. Кроме того, в последнее время появляется все больше курсов по арт-менеджменту, в том числе для художников, галеристов, кураторов, коллекционеров. Развитие рынка оказывает большое влияние на сознание всех его участников.

Галеристы, напротив приняли наши нововведения с энтузиазмом. Большинству было очевидно, что повышение прозрачности рынка способствует укреплению доверия между его участниками и, соответственно, притоку покупателей. В 2020 году InArt принял участие в создании Ассоциации галерей, призванной упорядочить рынок современного искусства в России. Сейчас в нее входит 20 галерей со всей страны, и это число постоянно растет.

Цифровая трансформация арт-рынка выгодна всем его участникам, в том числе покупателем и коллекционерам. Мониторя с помощью ИТ-решений основные риски, мы позволяем инвесторам уверенно включать в свой портфель предметы искусства. Например, цифровые технологии, которые мы внедряем, позволяют анализировать активность художника (сколько у него было выставок за последний период, где и т. д.) и на этом основании прогнозировать изменение цен на его работы. Рассчитав основные инвестиционные индексы, инвесторы смогут принимать взвешенные решения о покупке.

Вместе с ИТ-партнером мы планируем довести процесс создания инвестиционного портфеля до полной автоматизации. Новые алгоритмы будут учитывать, сколько человек готов потратить, на какой срок хочет вложиться и в какой степени готов к риску, — все как на фондовом рынке.

Инвестиционным решениям также будет способствовать автоматизированное отслеживание провенанса. Мы разрабатываем сервис, который будет с помощью блокчейна собирать данные о происхождении и передвижении произведения искусства, его нахождении в музеях и коллекциях. Полученная информация навсегда останется в системе, и покупатели смогут самостоятельно ее изучать, чтобы удостовериться в подлинности работы.

Современные ИТ-технологии: машинное обучение, блокчейн, анализ больших данных, математическое моделирование, NFT и т. д. — дают существенный толчок к росту рынка современного российского искусства. Они позволяют художникам появляться и закрепляться на этом рынке, галереям — привлекать новых покупателей, инвесторам и коллекционерам принимать информированные решения о покупке.