Экосистемы как новое электричество | Большие Идеи

・ Партнерский материал

Экосистемы как
новое электричество

Компании, которые не смогут перейти на платформенную бизнес-модель, рискуют остаться на обочине рынка

Экосистемы как новое электричество

читайте также

Почему власть меняет человека: две основные причины

Дэвид Дюбуа

Почему вам пора навести порядок на рабочем столе

Либби Сандер

Как выяснить, готов ли человек быть руководителем

Анна Раньери

Spokes into the Neighbor's Wheel

В современном мире верхушкой эволюции бизнес-моделей становятся экосистемы. Что в этой связи ждет бизнес в сегментах B2C и B2B и как компаниям безболезненно перейти на платформенную модель, рассказывает CEO компании Naumen Игорь Кириченко.

По оценкам экспертов, организации, представляющие собой цифровые платформы и формирующие экосистемы, оказываются ключевым элементом промышленной революции, заменяя неповоротливые транснациональные корпорации и другие структуры, которые не способны молниеносно меняться. Такие новые бизнес-модели и технологические подходы дают компаниям большую гибкость, возможность быстро масштабироваться, непрерывно подстраиваться под нужды клиентов — и при этом сводят к минимуму транзакционные издержки.

В сегментах B2C и B2B компании с платформенными бизнес-моделями находятся в разном положении. Рынок B2C в России уже сформировался, основные участники давно определились и жестко конкурируют друг с другом. Онлайновые контент-сервисы консолидируются внутри VK (Mail.ru), «Яндекс» все больше фокусируется на сервисах для комфортной городской, домашней жизни и обучения, группа «Газпром» запустила подписку «Огонь», а «Сбер» заметно сжался, продав Delivery Club и «Ситимобил».

Внутри многих экосистем существуют свои маркетплейсы: AliExpress входит в VK, «СберМаркет» и «СберМегаМаркет» — в «Сбер», MTS Shop — в МТС. В то же время крупнейшие независимые маркетплейсы Wildberries и Ozon начинают постепенно строить многопродуктовые экосистемы. По данным Исследовательского центра ДРТ, благодаря маркетплейсам сотни тысяч мелких и средних предпринимателей решили проблему доступа к потребителю. С 2018-го по 2021-й доля маркетплейсов в обороте интернет-торговли выросла с 12 до 39%. Сегодня мелкие и средние предприниматели составляют более 70% всех продавцов на маркетплейсах. 73% предпринимателей отмечают увеличение выручки благодаря сотрудничеству с маркетплейсами, а у 25% из них выручка выросла более чем на 50%.

B2C — огромный рынок, и, чтобы занять на нем значимую долю, необходимы существенные инвестиции. Но поскольку времена дешевых денег прошли, успех на этом рынке будет определяться доступом к дешевому капиталу. Россия — страна с одними из самых развитых B2C-экосистем, которые обладают невероятным объемом данных и являются основными разработчиками и поставщиками новаторских продуктов и услуг. Поэтому, как предполагается, потребитель не захочет от них отказываться. Однако многое будет определяться платежеспособным спросом и экономической ситуацией в стране.

Что касается рынка B2B, то он значительно более сложный и сегментированный, и в России игра на нем только начинается. Чтобы понять, как этот рынок будет развиваться, стоит присмотреться к опыту Западной Европы, которая стала настоящей колыбелью для B2B-платформ. В регионе насчитываются сотни компаний в узких сегментах B2B, которые, перейдя на платформенную бизнес-модель, стремятся занять центральное место в экосистемах и обеспечить себе долгую жизнь.

Как показывает ситуация на западноевропейском рынке, через экосистемную бизнес-модель пересобираются цепочки кооперации внутри индустрий. В России так уже происходит — например, в Северстали: в 2020 году она запустила Мetal Processing Hub — платформу в категории Manufacturing-as-a-Service. За ней следуют и другие компании: скажем, при поддержке «ФосАгро» и ВТБ с 2021 года стремительно взлетает «Поле.рф», маркетплейс для фермеров и других участников агрорынка, а «Уралхим-Уралкалий» в 2018 году основал Digital Argo, платформу сервисов для умного земледелия на основе данных. Пока это точечные решения на ранних стадиях развития: во многих отраслях и сегментах рынков B2B-платформ пока не существует.

В каком бы сегменте ни работала компания — B2C или B2B, — ее будущее будет зависеть от того, владеет она платформой с собственной экосистемой или нет. Во втором случае ей придется подключаться к чужой платформе. Экосистема — это новый способ кооперации, и организации, которые не перейдут на него, скорее всего, проиграют.

Фундаментальные силы, способствующие проникновению цифровых технологий в бизнес-модели и во взаимоотношения предприятий, настолько сильны и эффективны, что сопротивляться им не имеет смысла. Происходящие процессы напоминают проникновение электричества в жизнь людей и компаний. Как бы мы ни противились переменам, «цифра», как и электричество, войдет в нашу жизнь — и сейчас самое время ввести ее в свою ДНК. Как это сделать максимально эффективно и как изменить бизнес-модель без остановки операционных процессов, обсудят участники форума «Технобудущее российского бизнеса», который компания Naumen проведет в Москве 5 октября.