Безуглеродное будущее | Большие Идеи

・ Временный
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Безуглеродное будущее

Как бизнес должен свести к минимуму выбросы С02

Автор: Найджел Топпинг

Безуглеродное будущее
DANIEL GRIZELJ/GETTY IMAGES

читайте также

Неожиданные последствия найма директора по рискам

Как сделать презентацию действительно запоминающейся

Арт Маркман

Андре Агасси: «Независимо от того, какой счет на табло, главное для игрока — следующий мяч»

Элисон Биард

Смиритесь, вы «хромая утка»!

Маршалл Голдсмит

Общественность все активнее требует перехода к экономике с нулевыми выбросами парниковых газов. Но для реальных изменений одних только глобальных протестов и молодежных забастовок недостаточно. Компаниям нужно принимать меры. Помимо очень серьезных угроз, которые нынешний кризис представляет для нашей планеты, во многих организациях все чаще начинают осознавать существенные риски, которые возникают и для их бизнеса.

В июне финансовый регулятор США Ростин Бехнам сравнил финансовые угрозы, связанные с изменением климата, с рисками, вызванными ипотечным и последовавшим за ним финансовым кризисом 2008 года. А в начале года холдинг AT&T, который из-за климатических катастроф уже потерял $847 млн, объявил, что в ближайшие годы намерен платить Министерству энергетики США за отслеживание связанных с климатом событий, которые могут нанести ущерб инфраструктуре.

Компании, которые предусматривают сокращение выбросов в своей стратегии, не только ослабят для себя влияние угроз подобного рода, но и получат значительный выигрыш в росте инноваций, конкурентоспособности, риск-менеджменте и расширении бизнеса.

Более 900 глобальных компаний суммарной рыночной капитализацией более $17,6 трлн в рамках кампании «Действуй» (Take Action campaign) коалиции We Mean Business уже предпринимают меры к выстраиванию своих экономических стратегий с расчетом на расширение бизнеса и сокращение выбросов. (We Mean Business —некоммерческая коалиция, в которой автор статьи является генеральным директором). В коалицию входят более 560 компаний, обязующихся ставить серьезные научно-обоснованные цели по сокращению выбросов. Еще более 175 компаний намерены на 100% перейти на возобновляемые источники электроэнергии. Кроме того, поддерживая климатическую политику нулевых выбросов к 2050 году, компании начинают использовать свое влияние для ускорения перехода всей экономики в целом. Некоторые требуют принятия мер по охране климата от своих партнеров в цепи поставок.

На вашу организацию также возлагается задача оказывать содействие в решении проблемы. Если вы не возьмете на себя ответственность, это повлияет на ваши возможности в привлечении кадров, управлении рисками и внедрении инноваций для роста бизнеса. Ниже приведены несколько важных шагов, которые вы можете предпринять, чтобы настроить свой бизнес на успех в будущем с нулевым уровнем парниковых выбросов.

Поддержите Парижское соглашение. Позиция науки предельно ясна. В прошлогоднем специальном докладе МГЭИК о последствиях глобального потепления на 1,5 °C подчеркивается важность согласования сокращений выбросов с целями Парижского соглашения и стремления к нулевым выбросам не позднее 2050 года.

Для компаний, устанавливающих цели по сокращению выбросов, как в рамках собственно операционного цикла, так и во всей цепи создания стоимости, научно обоснованные цели по сокращению выбросов парниковых газов — золотой стандарт. Теперь организации могут устанавливать плановые показатели в соответствии с необходимой степенью сокращения концентрации выбросов для сдерживания глобального потепления в пределах 1,5 °C за столетие. Эти цели, какими бы амбициозными они ни казались, жизненно важны для достижения нулевого баланса выбросов к 2050 году. Они должны стать краеугольным принципом для всех компаний.

Если вы сомневаетесь, подумайте о рисках бездействия: крупнейший в мире национальный фонд благосостояния, государственный пенсионный фонд Норвегии объемом в $1 трлн, подтвердил намерения отказаться от примерно $13 млрд вложений в активы, связанные с ископаемыми видами топлива. Это один из многих сигналов о том, что глобальный отказ от традиционных топливных ресурсов будет продолжаться, и компаниям необходимо учитывать в своих инвестиционных планах еще и параметры, касающиеся уровня выбросов. В противном случае они останутся с активами, которые будут быстро терять стоимость. Научно обоснованные цели дают возможность подготовить бизнес-планы на перспективу, при этом любые стратегические решения должны предусматривать анализ климатических рисков и возможностей. Это одновременно будет стимулировать экологически эффективные инновации в соответствии с концепцией нулевых выбросов и поможет оградить бизнес от неактуальных активов.

На сегодняшний день большинство из более чем 560 компаний, которые присоединились к движению по сокращению выбросов, сообщают об улучшении репутации бренда и повышении доверия инвесторов. Потребители и инвесторы все больше осознают влияние своего выбора на окружающую среду. Компании, стремящиеся к таким целям, получают конкурентное преимущество во многих областях своего бизнеса.

Присоединяйтесь к преобразовательной инициативе. Без сомнения, обязательство достичь нулевых выбросов к 2050 году — амбициозная цель. Существует несколько кампаний, к которым организации могут обратиться за поддержкой.

Начать можно с глобальной инициативы Климатической группы EP100. Проект объединяет растущую когорту энергоэффективных компаний, стремящихся к более продуктивному использованию энергии с целью снижения выбросов парниковых газов и ускорения роста чистой экономики. В рамках инициативы EP100 компании могут взять на себя обязательство по удвоению энергоэффективности производства, а также проектированию и эксплуатации зданий с нулевым балансом выбросов в рамках Обязательства Net Zero Carbon Buildings Commitment.

Компании-участники инициативы сообщают об экономии средств и сокращении выбросов. Например, повышение энергоэффективности в компании Johnson Controls в штате Висконсин способствовало снижению интенсивности выбросов парниковых газов на 41% и ежегодной экономии энергии более чем на $100 млн.

Кроме того, Инициатива глобального партнерства в области низкоуглеродных технологий (LCTPi), возглавляемая Всемирным советом предпринимателей по устойчивому развитию, и прочие подобные программы объединяют компании в определенных секторах бизнеса для выработки общих решений по климату в цепи создания стоимости. Повестка LCTPi ориентирована в основном на сельскохозяйственную, энергетическую и транспортную отрасли. Инициативы такого рода предоставляют предприятиям более широкий доступ к ресурсам и инновациям, которые могут помочь им освоить новые рынки.

Стремитесь к 100%. Обязательство сделать что-то полностью, сделать на 100%, не оставляет места для оправданий и дает мощный сигнал всем заинтересованным сторонам. Если вы обязуетесь перевести 100%, а не 20% и даже не 50% своего потребления электроэнергии на возобновляемые источники, ваша цель будет понятна всем внутри и вне вашей организации.

Более 175 самых влиятельных компаний мира уже приняли это обязательство в рамках глобальной инициативы корпоративного лидерства RE100. Когда они полностью перейдут на возобновляемые источники электроэнергии, эти компании из RE100 будут ежегодно генерировать спрос на экологически чистую энергию в количестве 184 тераватт-часов (ТВт-ч), что более чем достаточно для обеспечения электроэнергией Аргентины и Португалии. Так растет спрос на возобновляемые источники, и в глобальной энергетической системе происходит сдвиг в структуре спроса — постепенный отказ от ископаемого топлива.

Google, Autodesk, Elopak и Interface — лишь некоторые из компаний, которые уже достигли своей цели и теперь на 100% работают от возобновляемых источников энергии. Эти организации не только в авангарде перемен, они также экономят деньги (так как в солнечной и ветроэнергетике стоимость продолжает падать) и демонстрируют своим заинтересованным сторонам — включая инвесторов, клиентов и политиков — что они представляют себе будущее, в котором бизнес работает на возобновляемых источниках энергии.

Такие же усилия предпринимаются и в транспортном секторе. Поскольку ожидается, что в городах по всему миру законодательство об охране атмосферного воздуха будет все жестче ограничивать загрязняющие транспортные средства, компании осознают, что выгоднее опередить события и перейти на электромобили. Все больше предприятий в рамках глобальной инициативы по электрокарам EV100 обязуются перевести свой автопарк на электроэнергию. Компания по лизингу автомобилей LeasePlan с 1,8 млн транспортных средств в эксплуатации планирует к 2021 году на 100% укомплектовать свой автопарк электромобилями. Это еще один шаг к более масштабной цели — к 2030 году достичь нулевого баланса выбросов. В дополнение к экологическим выгодам, ввод в эксплуатацию электромобилей может значительно сократить расходы автопарка, поскольку зарядка электромобиля обходится дешевле, чем покупка бензина, расходы на техническое обслуживание также заметно ниже. Компания Deutsche Post DHL уже на 60—70% сократила расходы на топливо и на 60—80% — затраты на обслуживание своих электромобилей StreetScooter.

Пересмотрите свое участие в отраслевых группах. Отраслевые группы следят за стратегическими интересами компаний и сформированы по принципу общих направлений бизнеса. Если группы, в которые входит ваша компания, не предпринимают серьезных действий для преодоления климатического кризиса, целые отрасли рискуют остаться не у дел после того, как остальные достигнут нулевых выбросов. Не позволяйте устаревшим лоббистским позициям сдерживать вашу компанию.

Настало время пересмотреть свое членство в отраслевых объединениях и убедиться, что ваши цели в борьбе с изменением климата совпадают. Если это не так, используйте влияние своей компании и попытайтесь изменить позицию группы или покиньте группу, чтобы показать свои принципы органам, формирующим политику по борьбе с климатическими изменениями. Вы не будете одиноки в своем выборе.

Концерн Volkswagen уведомил группу немецких автопроизводителей VDA о том, что будет вынужден выйти из состава участников, если позиция объединения по переходу автомобильного сектора на низкоуглеродные технологии не изменится в пользу поддержки электромобилей. Кроме того, компания Shell отказывается от сотрудничества с Американской ассоциацией производителей топлива и нефтехимии из-за того, что ассоциация не поддерживает Парижское соглашение. Наконец, генеральный директор Unilever Алан Джоуп попросил, чтобы все отраслевые организации, с которыми работает компания, подтвердили, что их лоббистские позиции в отношении климата соответствуют целям Unilever.

Разберитесь в вопросах борьбы с изменением климата. Ваши планы по борьбе с изменением климата сработают только в том случае, если в компании будет правильно выстроено руководство. Поэтому совет директоров и управленческие команды нужно вооружить знаниями и навыками, которые помогли бы им осознать риски и возможности, создаваемые климатическим кризисом.

Например, если вы управляете глобальной продовольственной компанией, задайтесь вопросом: соответствует ли моя организация выводам отчета комиссии EAT Lancet? Есть ли у нашего совета директоров специальные знания о тенденции общества отказываться от употребления мяса, и учитываем ли мы эту тенденцию при создании наших новых предприятий? Можем ли мы объяснить своим сотрудникам и клиентам, каким образом наша бизнес-модель развивается, чтобы способствовать защите природы, а не причинять ей вред?

В качестве пособия для руководителей в работе над этими задачами проекты Ceres и The B Team опубликовали материалы по климатическим компетенциям для советов директоров. В них также уделяется внимание адаптивности и актуальности рекомендаций Рабочей группы по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата (TCFD). В этих методических указаниях подчеркиваются связанные с климатом финансовые риски и то, как они определяют всю стратегию бизнеса.

Высказывайтесь в поддержку климатической политики. Посредством личного диалога ваша компания может вдохновить законодателей на выработку более решительной и масштабной климатической повестки. Такой подход особенно эффективно сработал во время переговоров по Парижскому соглашению в 2015 году, когда представители ведущих организаций смогли встретиться с политиками и открыто поговорить о проблемах и возможностях, с которыми столкнется их бизнес в результате принятия той или иной программы. Разговор нужно продолжать.

У многих предприятий есть возможность участвовать в текущих обсуждениях климатической политики, предоставляя информацию о своем опыте работы с планами по сокращению выбросов. Те, кто оказал помощь в чрезвычайной климатической ситуации, имеют уникальную возможность указать на достигнутый благодаря их усилиям прогресс, демонстрируя таким образом, что меры в области сохранения климата осуществимы и что бездействие обходится дорого.

В Японии 93 предприятия с совокупным объемом продаж около $670 млрд и потреблением электроэнергии в 36 ТВт-ч призвали правительство поставить внутреннему рынку цель достичь нулевых выбросов к 2050 году. Впоследствии кабинет министров Японии сформулировал свою стратегию, предусматривающую достижение в экономике нулевого баланса выбросов в сопоставимые сроки. Сотни предприятий призвали ЕС взять на себя обязательства по сокращению парниковых газов до нуля в сроки не позднее 2050 года. Правительство Великобритании уже объявило о том, что оно законодательно предписывает нулевые выбросы к 2050 году, и призывы последовать такому примеру усиливают давление на ЕС.

Объявите свою цель. Чем больше компаний в своих отчетах и внешних коммуникациях сообщают о прилагаемых ими усилиях, тем более заметными они будут для политиков, клиентов и сотрудников. Подавая пример, мы можем придать людям уверенность в том, что им нужно брать на себя более смелые задачи в борьбе с изменением климата и помогать активизировать изменения рынка, необходимые для стимулирования конкуренции и инноваций.

Возможно, самым большим преимуществом открытости намерений является то, что таким образом можно помочь в реализации долгосрочной климатической политики, которая дает предприятиям ясность, необходимую для минимизации уровня выбросов в цикле производства продукции и услуг более быстрыми и разумными способами.

Распространение информации о ваших усилиях поможет вашей компании привлечь и удержать новые поколения талантов. Около 75% миллениалов ожидают от работодателей мероприятий по борьбе с климатическим кризисом, и последние исследования показывают, что поколение Z по вопросам климата занимает такую же однозначную позицию.

Компании, которые хотят использовать преимущества политики по борьбе с изменениями климата, должны активизироваться и обязаться предпринять рассмотренные выше шаги, не забывая об этом сообщать общественности. Вдохновлять других идти навстречу будущему с нулевыми выбросами парниковых газов — лучший способ стимулировать инновации и гарантировать себе успех, в то время как другие останутся не у дел. Мы все ответственны за преодоление климатического кризиса и за содействие в поиске решения, которое пойдет на пользу экономикам наших стран и нашей планете.

Об авторе. Найджел Топпинг (Nigel Topping) — генеральный директор коалиции We Mean Business, объединяющей руководителей крупных компаний в интересах стимулирования инноваций и ускорения мер по борьбе с изменением климата. Бывший  исполнительный директор компании CDP (в прошлом Carbon Disclosure Project), имеет 18-летний опыт работы в производственном секторе.