Где у вашей компании провалы в этике | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Где у вашей компании провалы
в этике

Автор: Юджин Солтес

Где у вашей компании провалы в этике
Getty Images

читайте также

Исследование: как использовать системы рейтингов в гиг-экономике

Арне Де Кейсер,  Йерун Скеперс,  Кристоф Лембрегтс

Глобальное экономическое разочарование интернета

Уильям Давидоу

Будущее эджайл-нации

Анна Натитник

Повышаем качество принятия решений с помощью краудсорсинга

Брэд Пауэр

У каждой достаточно крупной организации есть слабые места с точки зрения этики — это области, где представления о допустимом расходятся с нормами, прописанными руководством. В этих сферах сотрудники принимают как должное (или даже одобряют), например, ненормативную лексику, слишком агрессивные методы продаж или конфликт интересов и злоупотребление служебным положением. Такие моменты не только угрожают репутации компании, но и несут юридические риски. Многие руководители не догадываются об опасности этих «черных дыр» до тех пор, пока не разгорится скандал и не возникнет угроза судебных разбирательств или санкций со стороны властей. Совет директоров часто оказывается застигнутым врасплох: «Как же мы не заметили этого раньше? Разве мы не должны были знать о слабых местах?» Программы комплаенса и соблюдения этических норм призваны предотвращать подобные потрясения — однако отвечающие за них люди больше занимаются защитой от обвинений, чем последовательным выявлением и решением проблем на ранних этапах. Впрочем, не все так плохо: руководители вполне могут снизить риски, внедрив системы раннего обнаружения проблем на основе постоянного сбора данных. Из-за чего возникают этические пробелы? Существует несколько причин. В территориально рассредоточенной организации различные локальные нормы и культуры затрудняют внедрение и соблюдение единых стандартов и требований. Например, масштабный глобальный опрос EY, посвященный недобросовестным методам ведения бизнеса, показал: если в Швейцарии нет менеджеров высшего звена, готовых поучаствовать в фальсификации финансовой отчетности, то во Вьетнаме и Индонезии таких больше четверти. Отношение к коррупции и этические принципы могут зависеть и от демографических характеристик. По данным опроса EY, дать денежную взятку ради выживания компании в период экономического спада готов каждый пятый сотрудник моложе 35 лет — и лишь каждый восьмой сотрудник старше 35. Прежде чем разрабатывать план по выявлению этических пробелов в корпоративной культуре, необходимо усвоить два момента. Во-первых, в вашей фирме совершенно точно что-то не в порядке. Изучив информацию от нескольких внутренних источников в трех инновационных компаниях из Fortune 100 (ни одной из них в последнее время не предъявлялись обвинения ни по уголовным, ни по административным делам), я обнаружил, что в среднем раз в три дня в каждой из этих компаний совершались нарушения (взятки, финансовые махинации), которые потенциально могли повлечь санкции властей. Частота нарушений в этих фирмах отчасти объясняется их крупным размером, но при этом в них внедрены одни из самых надежных и эффективных систем контроля, которые мне доводилось наблюдать. Нарушения в этих организациях куда менее серьезны, чем те, что обычно попадают в заголовки новостей, — и все же они подтверждают: даже те компании, которые активно инвестируют в программы комплаенса, не защищены от должностных преступлений в полной мере. Во-вторых, о значительном числе нарушений вам никогда не сообщат по внутренним каналам. Те проблемы, о которых узнает руководство, почти всегда представляют собой лишь вершину айсберга — и это не может не беспокоить. И хотя некоторые юристы считают, что упреждающие попытки выявить махинации сотрудников могут в конце концов обернуться против самой компании, пребывание в блаженном неведении точно не пойдет на пользу бизнесу. Игнорировать пробелы в корпоративной этике особенно опасно сейчас, когда сотрудники, не достучавшись до руководства, все чаще жалуются журналистам или властям. Как собрать данные о слабых местах Итак, вы осознали, что у вашей организации есть этические пробелы. Как же их выявить? Просто спросите у людей. Краткий опрос случайной выборки сотрудников даст примерное представление о том, чего не замечает руководство, и поможет выявить конкретные проблемы. Вот три вопроса, которые стоит задать.

Случалось ли вам за последний квартал наблюдать следующие явления? Отметьте все подходящие варианты.

  • Конфликт интересов
  • Сексуальные домогательства
  • Взятки или неуместные подарки
  • Нарушение правил бухгалтерского учета
  • Нарушение антимонопольного законодательства
  • Хищения

Перечень нарушений будет зависеть от бизнес-модели и рисков конкретной компании; в приведенном списке указаны наиболее актуальные проблемы. В разных организациях и подразделениях ответы на этот вопрос будут серьезно различаться. Мне известны компании, где «да» отвечало менее 0,5% сотрудников, но в некоторых регионах и функциональных подразделениях доля положительных ответов может превышать 10%. Анализируя результаты опроса, обращайте внимание не столько на юридические, сколько на этические нарушения. Например, может выясниться, что топ-менеджер регулярно позволяет себе шутки, которые с формальной точки зрения не являются домогательствами, но крайне неприятны подчиненным. Или же сотрудник может посчитать, что проведенный коллегой платеж нарушает Закон о коррупции за рубежом, хотя на самом деле это была разрешенная законом плата за упрощение формальностей. Подобные случаи тоже нужно фиксировать: на трудовую дисциплину может повлиять любой поступок, который люди сочтут нарушением правил. Кроме того, порой незначительные эпизоды оказываются предвестниками серьезных проблем, чреватых судебными исками.