Культурный разлом | Большие Идеи

・ Феномены


Культурный разлом

Образ жизни Российской Федерации — главная проблема нашего общественного сознания сегодня.

Автор: Анатолий Ермолин

Культурный разлом

читайте также

Как менеджеру сформировать круг доверенных лиц

Александр Лазуткин

Секреты супербоссов

Сидни Финкельштейн

Валерий Шульговский. Вместилище памяти

Анна Натитник

Почему агрессивных лидеров чаще наказывают за ошибки

Хемант Каккар

Российские военные и политики традиционно недолюбливают американцев. Недолюбливают, но уважают. Американцы — нация аналитиков и менеджеров. Всё лишнее, не имеющее отношения к сегодняшнему бизнесу и его завтрашним перспективам, безжалостно отсеивается. Также лаконично, скупо и гениально просто американцы определили главные составляющие своей национальной безопасности: территория, население, материальное богатство, образ жизни.

Предлагаю взять такой подход за основу размышлений об угрозах российской национальной безопасности и пойти путём исключения позиций, бесспорных и взаимно приемлемых для всех традиционных политических спорщиков России. Я не знаю ни одного российского политика, готового публично поставить под сомнение вопросы территориальной целостности, сохранения численности населения, сбережения природных богатств и экономического потенциала России. Значит, вся проблема — в образе жизни.

Образ жизни Российской Федерации — главная проблема нашего общественного сознания сегодня. Государственные элиты, отвечающие за конструирование такого образа, мягко говоря, «сели в лужу». Взамен этой непростой и ответственной работы они приняли на вооружение манипулятивные технологии управления общественным сознанием, углубляя тем самым острейший социокультурный кризис нации и цементируя нашу неспособность адаптироваться к новейшим глобальным вызовам человечества.

Реакция населения России на украинские события явно демонстрирует, что как нация мы утратили цельную картину о перспективах собственного развития, и если элиты раскололись на сторонников того или иного пути развития для страны, то 80% населения России вообще никому не верят, не видят никакого выхода из кажущегося хаоса и испытывают постоянный прилив с трудом сдерживаемой агрессии.

Незадолго до событий на Майдане подвозивший меня водитель-частник, оказавшийся офицером запаса, честно признался: «Ничего не понимаю! Все кругом врут, болтают — взял бы автомат и перестрелял всех!». Сегодня солдаты «психологической войны» с утра до вечера объясняют нам, «что делать» и «кто виноват». Что же происходит с нашим обществом на самом деле?

Блестящий прогноз происходящему в России наших дней ещё в 1951 году дал наш соотечественник, пассажир «философского парохода» Иван Ильин. Его теория о трансформации «государства-учреждения» в «государство-корпорацию» позволяет на нейтральной терминологической основе, без злоупотребления такими понятиями как «тоталитаризм — демократия», разобраться в сути происходящих с нами процессов.

Читаем: «Корпорация (например, кооператив) состоит из активных полномочных и равноправных деятелей. Они объединяются в единую организацию по своей свободной воле. Они имеют общий интерес и вольны признать его или отвергнуть. Если они признают его и входят в эту корпорацию, они тем самым имеют и полномочие действовать для его удовлетворения.

Напротив, жизнь учреждения (например, больницы, гимназии) строится не снизу, а сверху (даже и тогда, когда само учреждение учреждено всенародным голосованием). Люди, заинтересованные в жизни этого учреждения, получают от него благо и пользу, но не формулируют сами ни своего общего интереса, ни своей общей цели … Они пассивно принимают от учреждения заботы, услуги, благодеяния и распоряжения. Не их слушаются в учреждении, а они слушаются в учреждении… И поскольку государство есть учреждение, постольку народ в нём не управляет собою и не распоряжается, а воспитывается, опекается и повинуется».

Для визуального обозначения двух описанных Ильиным типов государственного устройства в первом случае можно использовать «пирамиду», символизирующую генетически знакомую нам вертикаль власти и, во втором случае, «круглый стол» — артель, корпорацию, круг независимых или, говоря словами Гоши — героя Алексея Баталова в фильме «Москва слезам не верит» — «суверенных личностей», т.е. партнёров.

Как видно из размышлений Ивана Ильина «государство-учреждение» и «государство-корпорация» предлагают своим гражданам очень непохожие друг на друга уклады жизни, которые, говоря на языке современной социальной психологии, определяют сильно отличающиеся друг от друга «индивидуальные системы ориентации в социуме» каждого конкретного человека.

Настоящие проблемы начинаются тогда, когда общество раскалывается на носителей диаметрально противоположных систем персональной ориентации, не способных конструктивно взаимодействовать друг с другом по причине разного «программного обеспечения» или, как говорят компьютерщики, несовместимости «софта».

Не зря Ильин предупреждает, что «самое гнусное» для России время будет связано с переходом от государства- учреждения к государству-корпорации. Прогноз сбывается – внутри одной нации мы всё глубже раскалываемся на носителей двух разных видений государственного менеджмента и приверженцев двух культурных систем со своими собственными представлениями о ценностях и политических правах граждан.

В этой ситуации исключительно возрастает роль национальных элит и ответственных политиков, которые обеспечивают безопасный переход нации от устаревшей модели мышления к новой – более перспективной для её дальнейшего развития. Общая драма и России, и Украины состоит в том, что за несколько десятилетий после развала СССР они не сумели создать ответственный политический класс и новые культурные элиты, способные реализовать этот филигранный социальный инжиниринг.

О том, какие ментальные модели в большей степени соответствует вызовам и угрозам современного мира читайте в моих следующих публикациях.

Читайте по теме: