читайте также
Книга ««Asia Rising», опубликованная в 1995 году первым редактором The Economist по этому региону, Джимом Ровером, предсказывала устойчивый экономический рост Южной и Восточной Азии. Книгу сразу же забыли, потому через два года после ее выхода регионы скатились в глубочайший экономический и финансовый кризис, и прогноз сочли неверным. А когда в начале XXI века мы стали свидетелями невероятного подъема Китая и Индии, Ровер уже не имел возможности напомнить — «Я же вам говорил», — потому что в 2001 году он погиб, путешествуя на яхте.
Я был знаком с Ровером, хотя и не близко, и часто вспоминал о нем во время моей первой поездки в Шанхай, которому тот отвел основную роль в своем прогнозе. Ровер предсказал, что именно Шанхай возглавит общеазиатский бум, в нем к 2020 году соберется 27 миллионов жителей и наравне с Нью-Йорком и Лондоном Шанхай станет одной из трех финансовых столиц мира. Ровер в ту пору жил в Гонконге и сам себе предсказывал, что так и будет в 2020 году жить «в районе… который в пору империи именовался «Британской концессией».
Это последнее пророчество, увы, не сбылось. А я на прошлой неделе как-то вечером сидел в саду возле старинного особняка в замечательном зеленом районе (теперь он снова именуется «концессией»), пил отличное вино, которым угощал меня китаец, живущий в Шанхае и занимающий приличный пост в американской компании, и размышлял о том, насколько точной вышла догадка Ровера. Население и впрямь достигнет этого числа, а то и превысит — в Шанхае уже живет без малого 24 миллиона человек. Мировой финансовой столицей Шанхай пока не стал, поскольку Китай не решается «широко раскрыть свои ворота перед Западом»(но свободная экономическая зона Шанхая — это уже серьезная заявка). Здесь присутствует ощущение растущей метрополии мирового уровня — огромный город, живой, динамичный, богатый, дерзкий. Скоро неизбежно он начнет задавать тон и всерьез влиять на мировую экономику.
Я до такой степени проникся пророчеством Ровера, проведя четыре дня в Шанхае и десять в других городах Китая (побывал также в Пекине, главным образом торчал в пробках, и в порту Далянь — бывший Дальний, где почти все время сидел в этом чудном с виду новеньком конференц-центре). Поручиться я, конечно, не могу, и никто не обязан принимать скороспелые впечатления от краткой командировки в Поднебесную за истину в последней инстанции.
Но визита в Китай, вернее в эти крупные, стремительно расширяющиеся города на побережье и поблизости от него, достаточно, чтобы увериться в правоте Ровера и его единомышленников. Они постигли душу Азии и в особенности Поднебесной, а те, кто сомневался в потенциале этого региона, ошибались, и в этом мы за последние годы уже много раз убеждались. Конечно, проблем хватает — загрязнение окружающей среды, сокращение природных ресурсов, старение населения, и по мере того, как исчерпывается возможность зарабатывать на экспорте за счет дешевой рабочей силы, снижается и потенциал экономического роста. Велика вероятность конфликта между населением, привыкшим к свободам, и правящей партией, которая не желает выпускать из рук кормило власти. У каждой страны на пути к экономическому расцвету случались и кризис, и спад. Но Китаю удалось достичь заметных успехов, и, учитывая размеры этой страны и темп, в каком она нагоняет ведущие державы, пожалуй, отныне нам предстоит разделить с ней все ее кризисы и спады.
Основная идея книги Ровера заключалась в том, что к 2020 году центр тяжести мировой экономики сместится из центрально-атлантического региона в сторону Азии: азиатская экономика превзойдет экономики ЕС и США вместе взятые. Осталось всего шесть лет, и Азии до этого результата не хватает нескольких миллиардов долларов в ВВП, так что едва ли прогноз сбудется в точности. Тем не менее изменения произошли фантастические, и кто ставил против Ровера и Азии, тот проиграл. Жаль, что Ровера нет с нами.
И еще одно поверхностное впечатление от поездки в Поднебесную. Прежде я думал, что Индия с легкостью опередит Китай — пусть с железными и автомобильными дорогами, аэропортами и энергоснабжением в Индии пока дело обстоит хуже, зато она обладает «мягкой инфраструктурой» в виде законов, политики и свободной прессы, в чем у Китая серьезная недостача. Однако теперь уже трудно не заметить улучшения и в этих сферах.(Занятный факт из замечательной статьи Кита Брэдшера в The New York Times: «Скоростные железные дороги к началу следующего года будут справляться с большим пассажиропотоком, чем американские внутренние авиакомпании, которые обслуживают 54 миллиона человек в месяц».) За последние десятилетие Китай развил внутреннюю систему социальных сетей и независимых бизнес-СМИ, неустанно совершенствует свою законодательную систему, так что прогресс Китая в сфере коммуникаций заметен не менее, чем успехи Индии в строительстве аэропортов и метро, — не говоря уже об индийских электростанциях.
Читайте по теме: