Темная сторона эффективных рынков | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Темная сторона
эффективных рынков

Итак, сама по себе эффективность не сулит ни стабильности цен, ни плавной работы всего механизма: тут возможны и подскоки, и провалы.

Автор: Роджер Мартин

Темная сторона эффективных рынков

читайте также

Чему на самом деле учат кейсы в Гарвардской школе бизнеса

Нитин Нория

Как эпидемия COVID-19 может поменять работу в офисах

Джозеф Аллен,  Джон Макомбер

Простой способ поднять боевой дух вашей команды

Розабет Мосс Кантер

Искусство разубеждать, или Почему многие до сих пор боятся прививок

Кристофер Грэйвс

По общему мнению, эффективность с максимальной отдачей — это оптимальное, обнадеживающее состояние рынка. Любого рынка. Эффективный рынок со множеством покупателей и продавцов, с налаженным обменом информацией сам задает (а точнее создает) правильную цену и способствует оптимальному распределению общих ресурсов.

Все это, конечно, хорошо, но все хорошее я бы сравнил с лицом, подставленным солнечным лучам. Но легкие, согревающие кожу лучи непременно отбрасывают и темную тень. Тень эффективного рынка — нарастающая неустойчивость цен. А ведь не этого мы ждали от них.

Представьте себе, как развиваются рынки. Взять, к примеру, рынок кукурузы. Раньше фермеры выращивали кукурузу, свозили ее на местные рынки и продавали людям, которые варили из нее кашу или делали муку. У этих примитивных рынков были две характерные черты: во-первых, покупатели и продавцы должны были проживать недалеко друг от друга, так что эти рынки были достаточно узкими, рассчитанными на небольшое количество людей, а во-вторых, цена определяется непосредственным реальным спросом. Покупатели собираются использовать кукурузу в ближайшее время, а не хранить ее или перепродавать.

Когда же такие рынки развиваются и возрастает число покупателей и продавцов, неизбежно вступает в игру еще один участник — посредник, который налаживает отношения между покупателем и продавцом. Это тоже полезные люди: они помогают продавцам находить покупателей, и наоборот. С их участием рынок становится более эффективным. Поставщики находят покупателей, которые наиболее всего нуждаются в их товаре или услуге, и покупатели могут выбирать среди всех поставщиков нужного им товара. Все это, конечно, хорошо.

Читайте материал по теме: Как талант победил капитал

Но тут же возникают неожиданные последствия: как правило, участники такой системы начинают уже заниматься рыночными спекуляциями. Возрастает число тех, кто прикидывает будущую цену того или иного продукта. И вот уже кукуруза торгуется не на местном рынке, а на Чикагской продуктовой бирже. В первые годы ее существования важную роль играли реальные потребители продуктов. Они заключали здесь контракты с продавцами и действительно забирали себе купленную кукурузу.

Но со временем все изменилось. В наше время лишь ничтожная доля сделок на этой бирже завершается отгрузкой зерна. Подавляющее большинство сделок — это фьючерсы, учитывающие будущую цену, а не нынешнее использование товаров. Покупатели не собираются везти к себе кукурузу, бобы или свинину. Они просто делают деньги в расчете на будущую ценность этих самых товаров для гипотетических будущих покупателей.

Естественная эволюция рынков приводит не только к повышению эффективности: они уже ориентируются не на употребление, а на ожидания, то есть становятся похожи на акции, недвижимость и деривативы.

Вот почему непредусмотренным последствием подобной рыночной эффективности оказывается неустойчивость цен. Пока рынок ориентируется на непосредственное использование, цена товаров и услуг, как правило, не меняется чересчур резко за короткий промежуток времени. Цена меры кукурузы для семьи, которая употребляет ее в пищу, не изменяется из недели в неделю, потому что эти люди непосредственно используют приобретенный товар и потому что привычки сохраняются надолго. Конечно, если погода летом испортится, то цены начнут повышаться, поскольку и покупатели, и продавцы могут предвидеть неурожай.

Читайте материал по теме: Как талант стал двигателем экономического роста

Разумеется, иные стихийные события могут мгновенно вздуть цены. Когда к берегам Флориды приближается ураган, резко подскакивает спрос на фанеру, ведь всем нужно срочно заколачивать окна. Ураган миновал — и цены вернулись к норме. Но на рынках, ориентированных на непосредственное потребление, подобное случается крайне редко.

Эффективные, ориентированные на ожидания рынки гораздо подвижнее, и на то есть две причины. Во-первых, в отличие от реального потребления, ожидание ничем не ограничено. Это продукт человеческого воображения, которым управляет эйфория и страх. Нет пределов тому, как далеко и как быстро могут зайти наши ожидания, и с каждым пузырем и с каждым крахом они лишь видоизменяются, но не исчезают. Доткомовские компании и стартапы и близко не стоили той цены, которую назначали им ожидания 1999—2000 годов, не стоили они и так мало, как было им назначено изменившимися ожиданиями после краха. Это же мы можем сказать и об ипотеке летом 2008 года, и о тридцатке топовых банков из индекса Доу-Джонса в марте 2009 года.

Во-вторых, ожидания простираются далеко в воображаемое будущее. Когда арендная плата за недвижимость повышается, складывается мнение, что так и будет продолжаться до бесконечности. И рост дохода компании ожидается беспредельный, а если уж убытки, то вплоть до банкротства. То есть когда ожидания меняются, это изменение проецируется в будущее и затем начинается обратный дисконт, в результате чего заметно меняется и реальная цена. Один неудачный квартальный отчет — и ад разверзся, один удачный квартал — акции взмыли вверх.

Итак, сама по себе эффективность не сулит ни стабильности цен, ни плавной работы всего механизма: тут возможны и подскоки, и провалы. Такова уж обратная сторона эффективности и ожиданий.

Читайте материал по теме: Что потеряет общество, если бизнес перестанет быть уважаемым делом

Эта темная сторона не осталась незамеченной. Она способствовала росту целой отрасли, назначение которой к тому и сводится, чтобы эксплуатировать неустойчивость цен: это бизнес хедж-фондов. Поскольку вознаграждение хедж-фондов определяется процентом от прибыли (20% по знаменитой формуле 2&20), неустойчивость цен влияет на их доходы — чем неустойчивее, тем для них лучше. А если лучше, так стоит ли дожидаться неустойчивых цен? Почему бы не поспособствовать их неустойчивости и не нажиться на перепадах?

Тем временем немало людей продолжает работать на рынках, которые ориентированы на непосредственное потребление. Они по-прежнему производят повседневно нужные нам товары и услуги. По большей части эти производители организуются в виде акционерных компаний, акции которых тоже колеблются по милости приверженцев непостоянства. Так что пока эти компании делают то, чего мы все хотим — производят и совершенствуют все больше товаров и услуг, им приходится бороться также с большой группой влиятельных финансистов, единственная цель жизни которых сводится к тому, чтобы разогнать цены и сыграть на этом.

Вот в чем заключается темная сторона эффективных рынков: постоянные колебания цен и целая отрасль, которая эту ситуацию эксплуатирует и усугубляет.

Читайте по теме: