Чему на самом деле учат кейсы в Гарвардской школе бизнеса | Большие Идеи

・ Наука
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чему на самом деле учат кейсы в Гарвардской
школе бизнеса

Семь метанавыков, которые помогает развить знаменитая учебная методика

Автор: Нитин Нория

Чему на самом деле учат кейсы в Гарвардской школе бизнеса
Klaus Vedfelt/Getty Images

читайте также

Коллективная оценка работы руководства

Лайнбек Кент,  Линда Хилл

Больше данных для разумного потребителя

Такер Уилл,  Талер Ричард

Как не сгореть от бесконечных поручений

Павел Безручко

Мир Western Union

Суарес-Ороско Марсело

За те десять лет, что я был деканом Гарвардской школы бизнеса, я провел сотни часов, беседуя с нашими выпускниками. Чтобы оживить беседу, я часто задавал один из любимых вопросов: «Чему самому важному вы научились в рамках нашей MBA-программы?»

Ответы были самыми разными, но кое-что в них было общим. Практически никто не упоминал конкретные бизнес-концепции. Многие говорили о близкой дружбе или однокурснике, который стал партнером по жизни и бизнесу. Но чаще всего выпускники подчеркивали личные качества и такие навыки, как «большая уверенность в себе» или «умение работать в тесном сотрудничестве с другими для решения проблем». Когда я спрашивал, как им удалось развить в себе эти навыки, они неизбежно упоминали метод анализа кейсов.

Гарвардская школа бизнеса стала пионером в использовании тематических кейсов в рамках обучения по программе менеджмента в 1921 году. Теперь мы отмечаем столетие применения данной методики, и к этому моменту о ее эффективности написано многое. Я согласен со многими выводами и наблюдениями. Практические кейсы ставят студентов перед реальными бизнес-дилеммами и заставляют принимать реальные решения. Кейсы учат студентов быстро оценивать бизнес-проблемы, принимая во внимание более широкий организационный, отраслевой и социальный контекст. Учащиеся лучше запоминают концепции, облеченные в форму реального кейса, так же как люди лучше запоминают слова, использованные в нужном контексте. Кейсы учат студентов применять теорию на практике и выводить теорию из практики. Метод анализа кейсов развивает способности к критическому анализу, здравому рассуждению и принятию решений, а также умение действовать.

Есть одно слово, наиболее точно отражающее широкий набор способностей, которые, по словам наших выпускников, они приобрели благодаря методу кейсов. И слово это — метанавыки. Именно метанавыки являются преимуществом, которое могут недооценить те, кто никогда не сталкивался с этим методом в рамках своего обучения.

Педагоги определяют метанавыки как группу устойчивых способностей, позволяющих быстрее учиться новому. Побуждая ребенка учиться играть на музыкальном инструменте, родители могут надеяться не только на развитие музыкальных навыков (которыми одни дети овладевают, а другие — нет), но и на пользу, которую ребенок получит от осознанной и последовательной практики. Последний метанавык пригодится для изучения многих других дисциплин, помимо музыки.

Позвольте мне описать семь жизненно важных метанавыков, которые студенты приобретают благодаря методу анализа кейсов.

1. Подготовка

Студентам негде спрятаться, когда преподаватель может вызвать любого из них первым выступить в обсуждении кейса. Десятилетиями после окончания учебы студенты вспоминают эти опросы: как они или другие учащиеся замирали от страха, как поднимались и пытались отстоять свое мнение, какие бы беспощадные вопросы ни задавал им профессор.

Метод анализа кейсов помогает студентам научиться готовиться. Обычно учащиеся проводят несколько часов за чтением, выделением важного и обсуждением кейсов перед занятием. Иногда они делают это в одиночку, иногда в группах. Количество кейсов, которые нужно подготовить, может сводить с ума — и это неспроста.

Навык подготовки подразумевает умение заранее читать материалы, расставлять приоритеты, определять ключевые проблемы и формировать исходную точку зрения. Это метанавык, который помогает людям добиваться успеха в широком спектре профессий и рабочих ситуаций. Все мы видели, как подготовленный человек, понимающий, о чем он говорит, завоевывает доверие участников деловой встречи. Привычка готовиться к обсуждению кейса может превратить студента именно в такого человека.

2. Умение различать

Как правило, кейсы довольно длинные. Типичный кейс включает в себя историю, отраслевой бэкграунд, описание действующих лиц, обсуждения, финансовую отчетность, первичную документацию и другие элементы. Некоторые материалы могут иметь отвлеченный и несущественный характер. Часто в кейсах не хватает какой-то важной информации.

Метод анализа кейсов учит студентов фокусироваться на главном, игнорировать лишнее, бегло знакомиться с проходной информацией и концентрироваться на том, что действительно имеет значение. Все эти метанавыки необходимы руководителям, регулярно сталкивающимся с парадоксом одновременного переизбытка и нехватки информации. Как лаконично выразился один из выпускников, «метод анализа кейсов научил меня отделять зерна от плевел».

3. Распознавание искажений восприятия

Первое впечатление студентов о кейсе часто связано с прошлым рабочим и жизненным опытом. Например, люди, работавшие в сфере финансов, склонны рассматривать кейсы сквозь призму финансов. Однако эффективные руководители высшего звена должны понимать мотивы и проявлять эмпатию по отношению к разным сторонам, а обсуждение десятков кейсов поможет выявить склонность к искажению восприятия и естественную тенденцию отдавать предпочтение одной точке зрения перед другой, если таковые имеют место. Студенты начинают лучше понимать самих себя и получают возможность устранить искажения и научиться более внимательно слушать сокурсников, чьи аргументы помогут им выйти за рамки собственных предубеждений.

Распознавание и корректировка предубеждений — бесценный метанавык в бизнес-среде, где лидерам неизбежно приходится работать с людьми из разных подразделений, с разным опытом и взглядом на проблему.

4. Здравое суждение

Во время разбора кейсов студенты становятся на место главных действующих лиц, а значит, они должны принимать и защищать свои решения. Формат предусматривает место для подробного обсуждения, но не дает пространства пустой болтовне: профессора подталкивают учеников к выбору, прекрасно зная, что наличие одного правильного ответа — большая редкость.

Большинство кейсов призваны стимулировать обсуждение, а не определение эффективных и неэффективных методов управления. Во всех изучаемых кейсах студенты получают обратную связь от однокурсников и преподавателей о том, насколько убедительно звучат их решения. Это позволяет им здраво рассуждать о принятии решений в условиях неопределенности, учит доводить решения до других и заручаться их поддержкой — все это навыки, необходимые любому лидеру. Руководителей уважают именно за умение здраво рассуждать. А это умение студенты, обучающиеся по методу анализа кейсов, оттачивают на практике.

5. Сотрудничество

Принимать решения, касающиеся бизнеса, лучше всего после обмена мнениями, долгих дебатов и размышлений. Как и в любом командном виде спорта, люди учатся сотрудничать на практике. Обсуждение кейсов в небольших группах, а затем на занятии помогает студентам практиковать метанавык сотрудничества с другими. Наши выпускники часто говорят, что благодаря методу анализа кейсов они научились лучше руководить встречами и эффективнее участвовать в них.

Организация совместной дискуссии, где каждый участник вносит свой вклад и каждая точка зрения подробно обсуждается, но где в итоге принимается общее обдуманное решение — условие любого хорошего анализа кейса. Несмотря на то, что во время обучения преподаватели играют главную роль в организации совместного процесса обсуждения, учащиеся получают возможность вести дискуссию и благодаря этому постепенно овладевают навыком выстраивания сотрудничества в группе.

6. Любопытство

Кейсы дают студентам возможность примерить на себя множество различных ролей и ситуаций. В рамках разных кейсов учащиеся могут играть роль предпринимателя, инвестора, лидера подразделения или генерального директора — в различных отраслях и секторах. Каждый кейс помогает студентам понять, что вызывает у них отклик, что их волнует, а что заставляет скучать, в какой роли они видят себя с развитием карьеры.

Кейсы пробуждают в учащихся любопытство к диапазону существующих в мире возможностей и к тому, как они могут повлиять на мир с позиции лидера. Это любопытство будет служить им верой и правдой на протяжении всей жизни. Оно сделает их более гибкими, адаптивными и открытыми к более широкому видению своих задач на карьерном пути.

7. Уверенность в себе

Во время анализа кейсов учащиеся должны брать на себя роли, несколько превосходящие их предыдущий опыт или возможности. Часто они становятся руководителями команд или целых организаций в незнакомой для себя обстановке. «Что бы вы сделали на месте главного действующего лица в этом кейсе?» — самый частый вопрос в процессе обсуждения. Несмотря на то, что новые обстоятельства являются воображаемыми и временными, такие «задачи со звездочкой» повышают уверенность студентов в том, что они могут справиться с реальным вызовом.

В рамках нашей программы за два года студенты изучают до 500 кейсов, и благодаря многообразию ролей, которые им предлагается на себя примерить, расширяется диапазон ситуаций, с которыми они, по собственным представлениям, могут справиться. Сначала они побаиваются выступать перед 90 однокурсниками, но со временем привыкают и рискуют смелее. Осознание, что они могут выстоять в группе тщательно отобранных конкурентов, повышает их уверенность в себе. Часто выпускники говорят о том, что обсуждение кейсов помогло им почувствовать себя готовыми взяться за куда более серьезные задачи и роли, чем они могли себе представить до учебы на курсе MBA. Уверенности в себе трудно научить, но метод анализа кейсов, похоже, успешно ее прививает.

Есть и другие способы освоить перечисленные метанавыки, например, за счет повторяемого опыта, полученного на практике или под руководством одаренного коуча. Однако благодаря опытному преподавателю метод анализа кейсов обеспечивает вовлечение студентов и помогает им развить мощные метанавыки лучше, чем любая другая форма обучения. После того, как в 1921 году был введен метод обучения на тематических кейсах, это быстро стало понятно и со временем не потеряло актуальности.

Признание ценности перечисленных метанавыков даст преподавателям и студентам более широкое представление о целях их совместной работы. Вернемся к примеру с игрой на фортепиано: учитель музыки и его ученики судят об успехе по простому критерию — тому, насколько хорошо ученик освоил игру на музыкальном инструменте. Но если все участники признают важность более широких метанавыков, которые может привить обучение игре на инструменте (и того факта, что даже те, кому плохо даются сочинения Баха, будут извлекать пожизненную выгоду из самого процесса обучения), это приведет их к более глубокому пониманию проделываемой работы.

Для рекрутеров и работодателей признание долгосрочных преимуществ, которые дает обучение по методу анализа кейсов, добавит ценную точку опоры при оценке кандидатов и построении их карьерных траекторий.

Безусловно, в столетнюю годовщину метода анализа кейсов мы должны поразмышлять о еще более эффективных способах обучения студентов будущего, но давайте оценивать эти инновации с точки зрения метанавыков, которые они помогают привить, а также уровня владения предметом, который они могут обеспечить.