Безопасность превыше всего: как «Полюс» совершенствует работу по охране труда и промышленной безопасности | Большие Идеи
Кейсы компаний

Безопасность превыше всего: как «Полюс» совершенствует работу по охране труда и промышленной безопасности

Безопасность превыше всего: как «Полюс» совершенствует работу по охране труда и промышленной безопасности

В последние несколько лет преобразование системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности стало приоритетом для крупных предприятий. Развитие цифровых процессов и возможность автоматизировать многие задачи управления позволяют повышать уровень защищенности персонала и существенно расширять спектр мероприятий по охране труда. Это происходит за счет внедрения новых методов моделирования и прогнозирования, которые помогают предупреждать профессиональные риски.

Предыстория

Компания «Полюс», один из мировых лидеров по добыче золота, уделяет особое внимание физическому состоянию персонала. В бизнес-единицах «Полюса», расположенных в разных частях России, в общей сложности трудится более 20 000 человек, и на поддержание здоровья каждого из них организация выделяет значительные ресурсы. Ответственность за это направление работы лежит на специалистах по охране труда и промышленной безопасности (ОТиПБ). 

Пандемия COVID-19 в 2020 году показала, что вопросы физической безопасности и здоровья сотрудников требуют немедленного реагирования. «Полюсу» был необходим новый инструмент контроля за ситуацией. Тогда в «МФЦ Полюс», многофункциональном центре сопровождения финансовых, IT- и HR-сервисов компании, сформировалась кросс-функциональная рабочая группа, которая в кратчайшие сроки разработала сервис поддержки штаба борьбы с вирусом Stop Covid. Команда аналитиков МФЦ и специалистов блока трансформации бизнеса расширила функционал имеющейся системы электронного документооборота и с минимальными затратами внедрила дополнительный модуль для формирования QR-кодов сотрудников, загрузки в систему результатов их тестирования на ковид, а впоследствии и сведений о вакцинации. На разработку сервиса у МФЦ ушло семь рабочих дней. Stop Covid позволил «Полюсу» немедленно реагировать на изменения эпидемической обстановки, быстро маршрутизировать работников (вести учет карантинных зон, въезда и выезда вахтового персонала), а также формировать качественную аналитику для принятия управленческих решений.

В 2021 году проект Stop Covid был отмечен профессиональным сообществом общих центров обслуживания (ОЦО) и завоевал престижную награду «Лучший ОЦО — 2021» в номинации «Новые сервисы ОЦО».

Трансформация функции ОТиПБ

Скорость реализации, эффективность и высокое доверие бизнеса к данным, предоставляемым сервисом Stop Covid, стали толчком для его расширения. «Полюс» принял решение централизовать задачи и трансформировать функции ОТиПБ и создал на базе МФЦ единый центр сопровождения процессов охраны труда. Накопленный опыт аналитики лег в основу принципов работы центра и определил его задачи. Вот основные из них: 

  1. организация единого пространства для сбора данных;
  2. оперативное формирование материалов, необходимых для принятия управленческих решений;
  3. автоматизация работ по сбору, хранению и предоставлению сводной аналитики;
  4. организация цифрового кросс-функционального взаимодействия внутри группы компаний и ее структурных подразделений, вовлеченных в процесс охраны труда и здоровья;
  5. унификация процессов ОТиПБ для группы компаний в целях повышения эффективности работы всей системы.


В настоящее время центр ведет работу по развитию двух сервисов: мониторинга безопасности поездок (Smart Drive) и учета несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций (Stop Incident). Если первый предназначен в основном для «Полюс Логистики» — основного заказчика, который занимается перевозками персонала и грузов, то второй востребован всеми бизнес-единицами.

Транспортно-логистическое обеспечение в «Полюсе» — это 900 единиц техники на линии в день, 3 000 000 км пути и 16 000 путевых листов в месяц, огромный объем информации и высокие профессиональные риски. Smart Drive обеспечивает системный сбор, анализ и стандартизацию данных, актуальный мониторинг и контроль за работой транспортно-логистической схемы компании. В итоге система формирует отчетность разного уровня: ежедневную, которую получают линейные руководители и начальники цехов транспортной логистики, и еженедельную, которая направляется менеджменту «Полюс Логистики» и в управляющую компанию и позволяет руководителям принимать качественные решения. На основе аналитических справок по ДТП, составленных системой, был разработан индивидуальный рейтинг водителей — он способствует повышению их мотивации и предупреждению дорожно-транспортных происшествий. 

Цель Stop Incident, в свою очередь, — повысить эффективность учета несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций. В ее задачи, в частности, входит усиление контроля за сроками реализации планов и мероприятий по расследованию происшествий; автоматизация обработки, консолидация и анализ данных; приведение к единому стандарту процессов и методологии. Еще одной задачей, которую ставят перед собой разработчики Stop Incident, стал перевод в МФЦ рутинных операций, которые раньше выполняли специалисты по охране труда, например внесение в IT-системы разнообразной информации, в том числе о пострадавших, выявление причин происшествий и тенденций их повторения и т. д. 

Как и в случае со Smart Drive, внедренная система собирает и анализирует данные, а затем формирует отчеты — как ежедневные, так и специализированные, предназначенные для комитетов по охране труда и здоровья, заседаний совета директоров, прохождения различных аудитов и т. п. Изучение отчетов и результатов анализа позволяет специалистам из разных бизнес-единиц исследовать опыт коллег и вовремя принимать меры для предотвращения подобных происшествий в своих организациях.

Реализация проекта

Проект по трансформации функции ОТиПБ — результат совместной работы гибридной команды, в которую вошли сотрудники управляющей компании «Полюс», ее бизнес-единиц и специалисты многофункционального центра. УК взяла на себя стратегическое управление и методологическую поддержку, то есть разработку стандартов, регламентов, определение основополагающих принципов исполнения процессов. МФЦ отвечает за сбор и интерпретацию данных, выстраивание коммуникации с локациями, оперативное информирование всех участников процесса и предоставление аналитической отчетности менеджерам и специалистам по охране труда, а также повышение уровня унификации процессов ОТиПБ. Бизнес-единицы, в свою очередь, дают обратную связь, в том числе об особенностях, выявляемых в процессе анализа информации, а также проводят мероприятия по устранению проблем.

Процесс трансформации можно условно разделить на несколько этапов. На начальной стадии были сформированы цели, задачи и предпосылки проекта. Второй этап включал в себя обследование процессов на производственных площадках и формирование концепции работы центра. Сейчас наступил период стабилизации сервисов, развития автоматизации процессов. Несмотря на загруженность рутинными операциями, специалисты центра постоянно работают с узкоспециализированными запросами бизнеса. Каждый раз, решая новую задачу и вырабатывая новый алгоритм, сотрудники центра выражают свою партнерскую позицию и стараются оперативно помочь коллегам из бизнес-единиц в любых вопросах, попадающих в их зону компетенций.

По плану к концу 2022 года системы учета происшествий и мониторинга безопасности поездок будут выполнять свои функции на 100%. После этого компания рассмотрит возможность масштабировать Smart Drive на другие бизнес-единицы, у которых есть свой транспорт. Кроме того, в начале 2023 года планируется запустить новые сервисы — по обучению персонала и управлению подрядными организациями.

Результаты трансформации

Бизнес-выгоды, получаемые в итоге трансформации, можно разбить на две категории: качественные и количественные. 

Качественные результаты ощутимы уже сегодня. В первую очередь это повышение уровня достоверности, оперативности и доступности данных, необходимых для принятия управленческих решений. Другой важный итог преобразований — увеличение вовлеченности экспертов: перевод рутинных работ в МФЦ позволил специалистам сконцентрироваться на производственных задачах — взаимодействии с людьми на площадках, оценке и предупреждении рисков, проведении проверок. Кроме того, трансформация позволяет формировать кадровый резерв, развивать и обучать молодых специалистов, увеличивать эффективность и прозрачность процессов за счет введения четких метрик, привести все необходимые действия к единому стандарту и сократить сроки их проведения. 

Количественные выгоды оценивать пока рано, но очевидно, что новые сервисы дают возможность существенно снизить трудозатраты сотрудников разных бизнес-единиц. По прогнозам, за счет трансформации удастся высвободить девять штатных единиц высококвалифицированных экспертов в области охраны труда. Унификация подхода к сбору и анализу данных, роботизация многих операций при централизации и автоматизации процессов уже сейчас позволяют снизить трудоемкость этих процессов. 

***

Все общества «Полюса» сертифицированы по мировым стандартам охраны труда и проходят ежегодный аудит по культуре безопасности. Это означает, что специалисты блока ОТиПБ не только соблюдают законы РФ, но и постоянно повышают производственную культуру труда и эффективность своей работы. Ключевой целью трансформации функции ОТиПБ является создание прозрачной системы взаимодействия всех участников и, как следствие, действенного инструмента для реального управления системой охраны труда и сохранения здоровья сотрудников компании.

Реклама

УК ПОЛЮС ООО

4CQwVszH9pQPMeeX4fH

советуем прочитать
советуем прочитать
Каким должен быть офис, в который сотрудники захотят вернуться
Андреа Ванекко ,  Джонатан Уорд ,  Роберт Мэнкин
Что нужно знать о рейтингах устойчивого развития
Джон Мэндик,  Сильда Уолл Спитцер