Подрыв без подрыва: как найти удачные идеи там, где их никто не видит | Большие Идеи

・ Стартапы
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Подрыв без подрыва: как найти удачные идеи там, где их никто
не видит

Создавать новые отрасли можно без модных слов и технологий

Автор: Хуан Пабло Васкес Сампере

Подрыв без подрыва: как найти удачные идеи там, где их никто не видит

читайте также

Пять шагов к искусственному интеллекту

Вартан Диланян

«Ресторан — это лакмусовая бумажка общества»

Борис Зарьков

Как В2В-компаниям вернуть клиентов

Леон Поблете,  Фрэнк Сеспедес

Что нужно знать про историю России ХХ века?

Мариэтта Чудакова

По понятным причинам люди в восторге от большинства новых цифровых технологий, будь то цифровая камера, в сравнении с которой километры фотопленки кажутся бессмысленной дороговизной, или фотоприложения для соцсетей, делающие ваш айфон удобнее любых цифровых фотоаппаратов.

Новые технологии порой настолько захватывают, что можно легко забыть: драйвер любой индустрии – новые бизнес-модели, а старые технологии все еще могут быть полезными, ели будут подкреплены толковой стратегией.

Разумеется, любой инноватор понимает, что новые технологии не всегда конвертируются в прибыль. В «Дилемме инноватора» Клейтон Кристенсен рассказывает о том, как поплатились компании, создающие по-настоящему замечательные продукты и постоянно совершенствующие их технологически. Тем самым они породили пресыщенных потребителей. История полна технологически изящных изобретений, на которых никому не суждено было заработать, потому что имевшиеся бизнес-модели или модели, в которые их пытались интегрировать, оказались несовместимыми с этими новыми идеями. Но кому нужны старые технологии?

И все же предпринимателям, собирающимся взорвать рынок, стоит приглядеться к старым технологиям, потенциал которых не раскрыт и которым требуется новая бизнес-модель или иное применение, чтобы наконец обрести ценность.

Обратимся к примеру норвежской технологической компании Piql. Она использует фоточувствительную кинопленку для конвертации цифровой информации в физические копии, которые могут храниться более пятисот лет. Такая пленка была изобретена в 1880-х и использовалась в фотографии, а позже в кинематографе. Данные записываются на пленку в виде QR-кодов с полной инструкцией. Таким образом, любой человек, которому потребуется доступ к этим данным, сможет извлечь их независимо от тех или иных технологий и их поставщиков.

Piql реагирует на взрывной спрос в сфере хранения данных. Мы стоим на пороге повсеместного использования интернета вещей, и рост объема данных достигает сорока процентов в год. В то же время технологии хранения информации меняются так быстро, что государственные организации и крупные компании рискуют потерять возможность доступа к накапливаемым данным. (Помните, что случилось с дискетами?) Каждые несколько лет решения устаревают и становятся неэффективными, поэтому необходимо производить миграцию данных на новые носители. Технологические миграции далеки от совершенства, при каждой из них часть данных неизбежно оказывается поврежденной либо безвозвратно утерянной. Эта проблема может стать, по выражению отца интернета Винтона Серфа, «Темной эрой digital». Кроме того, миграции данных очень затратны и зачастую на них уходит 60% бюджета крупных IT компаний.

Вместо того, чтобы изобретать очередную инновационную технологию, Piql пытается смягчить ситуацию, применив старые технологии в новых целях. Суть не в том, чтобы сделать данные легкодоступными, а в том, чтобы обеспечить их стопроцентную сохранность на сотни лет. Благодаря своим преимуществам проверенная технология, однажды создавшая старую отрасль, позволила Piql обнаружить новую отрасль – консервации данных.

Важно заметить, что ключевые качества, обеспечивающие конкурентоспособность продукта Piql, это не удобство и доступность, а функциональность и надежность. В этом отношении Piql больше напоминает старые компании, а не те организации, которые принято называть подрывными. Инноваторы обычно играют как раз на удобстве и легкодоступности: к примеру, наиболее доступная сталь производится на мини-заводах, а самый удобный метод доставки фильмов – Netflix. Удобство и доступность оказываются важным конкурентным преимуществом на уже сложившемся рынке, где предложение превышает спрос или приходится бороться за новые группы клиентов.

Но создавая новые рынки, подрывные инноваторы часто игнорируют возможность усилить другие качества продукта. Но ведь трансформация рынка не заканчивается на вовлечении в отрасль новых потребителей, речь идет о рождении новой отрасли, которой прежде не было вовсе или в которой было мало производителей, плохо справлявшихся со своими задачами. В таком случае ключевыми факторами конкурентоспособности становятся как раз функциональность и надежность, а они, как правило, присущи старым технологиям.

В нашем мире, похоже, модно утверждать, что твоя технологическая компания подрывная. Единственный жизнеспособный вариант, по мнению многих представителей бизнес-школ, быть подрывным. Предпочтение отдается доступным и простым технологиям: облачным сервисам, мобильным телефонам. Piql же старается подорвать саму идею миграции баз данных, возвращая к жизни почти мертвую технологию, надежность и функциональность которой проверена годами. Тем самым Piql создает новую отрасль точно так же, как это делали старые компании.

Мир полон устаревших и немодных технологий и неразработанных производств. Подрывные инновации не должны лишь упрощать и удешевлять. Они способствуют чистому приросту капитала. И если вы выглядите громоздко и немодно, кто знает, возможно вы сможете создать несколько новых отраслей.