«Идеи для лидера»: корпоративный активизм, сделка со СДЭКом и рост на венчурном рынке | Большие Идеи

・ Тренды

«Идеи для лидера»: корпоративный активизм, сделка со СДЭКом и рост на
венчурном рынке

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю от редакции «Больших идей»

Автор: Никита Щуренков

«Идеи для лидера»: корпоративный активизм, сделка со СДЭКом и рост на венчурном рынке
Фото: Marko Dukic / Unsplash

читайте также

Независимый суд: инструкция по созданию

Анна Натитник,  Волков Вадим

Препарируем вознаграждение гендиректора

Котари П. С.,  Роберт Позен

Управлять талантами по-новому: кадровая аналитика в цифровую эпоху

Стивен Прокеш

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

В еженедельном дайджесте «Идеи для лидера» собраны самые актуальные события последних дней: свежие исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, Deloitte, BCG, «Сколково», «Экопси», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и занимательные публикации от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов. 


Маркетинг

Профессор Университета Bentley в США Синтия Э. Кларк в журнале MIT Sloan Management Review опубликовала результаты исследования о том, должны ли бренды занимать общественную позицию по актуальным вопросам. Совместный опрос Bentley и института общественного мнения Gallup, в котором приняли участие более 5000 американцев, показал, что для молодого поколения корпоративный активизм является важным фактором при взаимодействии с компанией, в отличие от людей более старшего возраста. Так, более 50% молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет выступают за то, чтобы компании высказывали свою позицию, и только 35% респондентов в возрасте от 45 лет согласны с этим утверждением. При этом, отмечают аналитики, год к году разрыв между поколениями по этому вопросу продолжает расти. Такая поляризация взглядов создает дилемму для предпринимателей — с одной стороны, выражение своей позиции помогает привлечь молодых талантливых сотрудников и клиентов, с другой — может вызвать негативные последствия для бизнеса. 

Аналитики Ipsos Comcon в России провели исследование российских маркетинговых кампаний на основе заявок E+ Awards 2024, премии за самые эффективные маркетинговые проекты года. Среди победителей — кейсы «Альфа-банка», «Кинопоиска», «Яндекс плюс». Исследование показало, что в России активно растет ситуативный и антикризисный маркетинг, а основное внимание бизнес уделяет росту онлайн-трафика и дистрибуции. С прошлого года компании постепенно уходят от оборонительной позиции и делают ставку на долгосрочные стратегии и рост капитала своих брендов, при этом снижая акцент на социальных целях. Кроме того, наблюдают в Ipsos, аналитика заявок показала, что компании нарастили маркетинговые бюджеты по сравнению с прошлым годом, когда расходы на маркетинг, наоборот, сокращались.

Несмотря на то, что потребители сегодня особенно осторожно относятся к расходам — решение о покупке теперь принимается гораздо внимательнее и тщательнее, — аналитики Think with Google констатируют, что люди по-прежнему готовы тратиться во время праздников и в дни распродаж. Теперь для маркетологов на первый план выходит понимание психологии покупателей, которые проявляют 4 типа поведения перед покупкой: планирование, поиск скидок, решимость и преданность. Так, почти 60% покупателей заранее знают, какие подарки они будут дарить во время новогодних праздников, большинство также проводит много исследований перед покупкой, и только четверть покупает подарки импульсивно. 

Стартапы

Несмотря на то, что инвесторы по-прежнему очень избирательны при заключении сделок со стартапами, почти треть всего финансирования получают проекты, связанные с ИИ, следует из отчета CB Insight о втором квартале года на рынке венчура. Это самая высокая квартальная доля за всю историю: за отчетный период ИИ-стартапы привлекли $18,3 млрд, что на 32% больше, чем кварталом ранее. Двузначный рост обусловлен крупными сделками с участием xAI Илона Маска, а также Scale и CoreWeave. Общее число сделок также выросло на 8% к предыдущему кварталу и составило $65,7 млрд, но объем сделок по-прежнему заметно ниже, чем был в пиковый первый квартал 2022 г.  

Команда

Директор проектов практики «Вознаграждение и мотивация персонала» «Экопси» Александра Таячкова провела вебинар о плюсах и минусах системы грейдов для сотрудников в организациях. Так, с помощью грейдов компания может управлять окладами и устанавливать иерархию должностей, сделать процесс распределения зарплаты более прозрачным и справедливым, а также снизить текучесть кадров. Однако система грейдов вряд ли будет полезна компаниям со штатам менее 100 человек, а также тем проектам, которые находятся в процессе изменения оргструктуры или переходят от одного вида деятельности к другому. Также, предупреждает Таячкова, если собственник бизнеса, СЕО или HR-директор не поддерживает идею внедрения такой системы — не стоит тратить на это время и деньги. Кроме того, если в компании нет проблем с оплатой труда, сотрудники не увольняются и не жалуются на нехватку доходов — проект может обойтись и без этой системы. 

Сделка

Один из основателей и мажоритарный акционер логистической компании СДЭК Леонид Гольдорт продал свою долю в компании фонду под управлением УК «Современные фонды недвижимости», узнали «Ведомости». СФН до весны 2022 г. принадлежала Сбербанку и называлась «Сбер фонды недвижимости», с тех пор банк не владеет этим активом, говорится в отчетности УК за первое полугодие 2022 г. Текущие бенефициары УК неизвестны. С 4 июля доля «СДЭК Глобал» в размере 55,44% перешла к структурам СФН, следует из выписки ЕГРЮЛ, сумма сделки не разглашается. Остальные совладельцы — второй основатель Вячеслав Пиксаев, Инна Яковлева и Евгений Цацура сохранят свои доли. О том, что Гольдорт планирует продать свою долю из-за эмиграции в Израиль, впервые сообщалось в ноябре прошлого года. СДЭК работает на рынке с 2000 г., выручка компании в 2023-м составила более 70 млрд рублей и выросла год к году на 143%. 

Ребрендинг 

Сервис доставки из ресторанов и магазинов «Сбермаркет» решил сменить название на «Купер», выяснили в РБК. В Telegram-канале проекта вскоре подтвердили эти планы и объявили, что начинают обновление бренда с 1 июля, оно займет около полугода, среди причин — надежда на то, что новая торговая марка сделает проект более человечным. Выручка «Сбермаркета», по собственным данным, в 2023 г. выросла в 1,6 раза и составила 165,6 млрд рублей. Этот проект был создан на базе российского фудтех-стартапа Instamart, который в 2013-м основали Петр Федченков, а также Андрей и Дмитрий Жулины. В 2019 г. Instamart привлек 500 млн рублей от холдинга VK (бывший Mail.ru Group), президента «Трансконтинентальной медиа компании» Александра Митрошенкова и бывшего топ-менеджера Сбербанка Льва Хасиса. Вскоре проект вошел в часть совместного предприятия Сбербанка и Mail.ru Group и получил название «Сбермаркет». В 2021 г. «Сбер» вложил в компанию еще 12 млрд рублей. 

Рост

Необанк Revolut в 2023 г. получил рекордную выручку $2,3 млрд с ростом на 95% год к году, следует из финансовой отчетности компании. Так, за год число пользователей Revolut выросло на 12 млн до 38 млн человек, а чистая прибыль до вычета налогов достигла $545 млн. В интервью CNBC основатель проекта Николай Сторонский заявил, что рассчитывает вскоре получить банковскую лицензию в Великобритании, которой необанк добивается с 2021 г. До этого у местного регулятора возникали вопросы, в том числе, к корпоративной культуре Revolut и российскому происхождению основателя. В 2022-м Сторонский, живущий в Великобритании с 2004 г., отказался от российского гражданства.