Корзина инноваций: как и для чего меняется российский продуктовый ритейл | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Корзина инноваций: как и для чего меняется российский
продуктовый ритейл

Фрагмент из книги «Цивилизация X5. От магазина без товаров до магазинов без продавцов»

Корзина инноваций: как и для чего меняется российский продуктовый ритейл
Estúdio Bloom / Unsplash

читайте также

Как справиться со своими тревожными мыслями

Уитни Джонсон

Почему иногда лучше не нанимать никого, чем нанимать кого угодно

Макс Уотсон,  Маргарет Лучано

Как не причинить вред при внедрении технологических инноваций

Открытое письмо бизнесу ХХ века

Умар Хак

От редакции. Как инновации проникают в ритейл? Почему в магазинах далеко не всегда нужны продавцы и как обходиться без них? Что полезнее для покупателей — дополненная реальность с говорящими персонажами или видеокамера на весах? На эти и другие вопросы дает ответы книга Никиты Аронова и Дмитрия Соколова-Митрича о развитии российского ритейла на примере крупнейшей торговой сети X5 Retail «Цивилизация X5», которая вышла этой осенью в издательстве АСТ. Мы публикуем несколько фрагментов из нее.


В разгар второй волны пандемии, в октябре 2020 года, в цокольном этаже обычного жилого дома в Новой Москве открылся первый в России магазин без продавцов. Это была «Пятерочка», только совсем крошечная и совсем без продавцов, точнее первое время один живой человек в ней все-таки присутствовал. Он объяснял покупателям, как этим новым магазином пользоваться.

Например, для начала надо скачать особое мобильное приложение, зарегистрироваться и привязать к нему банковскую карту, только после этого можно отсканировать Qr-код и открыть дверь. Потом уже есть выбор: можно просто обходить полки, сканировать товары и оплачивать их в приложении, а можно собрать все в корзину и расплатиться на кассе самообслуживания…

«Когда в январе 2018 года в Америке открыли первый такой магазин, то планировали в ближайшие год-два развернуть три тысячи Amazon Go. Сейчас их всего двадцать шесть, — констатирует руководитель портфеля инновационных продуктов X5 Роман Тимаев. — Проблема на самом деле в том, что технологии у них очень дорогие. Камеры контролируют товары с четырех ракурсов, в каждую полку встроены весы. Мы изучили этот проект и поняли, что у нас он не будет иметь экономического смысла. Мы же не инновациями ради инноваций занимаемся. Наша задача — повышать эффективность бизнеса».

Но потом представители X5 увидели в Китае местные магазины без продавцов: BingoBox и Auchan Minute. Это отдельно стоящие торговые точки размером с морской контейнер, каждая заметно дешевле американских аналогов. Секрет прост: китайские камеры следят не за товарами, а за покупателями. Они распознают клиента на входе и сразу находят его и его кредитную карту, что сводит на нет любые попытки магазинного воровства. Если в Amazon Go товар можно сразу класть в сумку и деньги снимаются автоматически, то в Китае придется воспользоваться кассой.

«Мы поняли, что там нет никаких дорогих технологий и мы можем реализовать похожий проект своими силами», — вспоминает Роман Тимаев.

Российский вариант магазина без продавцов — это что-то среднее между американским и китайским опытом. Лица тут не распознаются, товары тоже, но камера видит, сколько конкретно единиц взято с полки и смотрит потом, чтобы все они были оплачены, а кроме того, отслеживает перемещение покупателей по торговому залу. Данные касс и покупок в приложении позволяют следить за товарными остатками. Как только чего-то не хватает, заказ автоматически поступает специальному сотруднику, который едет за недостающими продуктами в магазин-донор.

Один сотрудник на небольшой машине-каблучке может обслуживать сразу пять торговых точек без продавцов. Он же должен следить за свежестью, перебирать фрукты и овощи. Все это занимает лишь пятнадцать-двадцать минут: магазин-то маленький. Второй сотрудник, который иногда сюда заходит, — это уборщик. Кроме того, за торговым залом постоянно наблюдают через видеокамеры, и если кто-нибудь, скажем, разольет пакет молока, уборщика пришлют в кратчайший срок. Площадь магазина — восемьдесят квадратных метров. Почти вчетверо меньше обычной маленькой «Пятерочки»: в нем всего девятьсот товарных наименований.

«Мы в шутку называем этот проект «холодильником на первом этаже, — говорит Роман Тимаев, — потому что его можно поставить буквально на первом этаже любого дома или у метро, или в офисном центре. Естественно, в разных случаях там будет разный набор товаров. У метро — все, что нужно купить по дороге домой, в бизнес-центре — готовые супы и салаты с нашей фабрики-кухни».

Со временем это будет просто еще один формат «Пятерочки», только маленький. В общем, магазин без продавцов в России скоро станет обыденностью…

В Лаборатории инноваций X5 работает всего двенадцать человек: шесть разработчиков, один аналитик и инженеры. Еще в команду дирекции по инновациям входят специальные охотники за интересными новинками, которые ездят по выставкам и инновационным предприятиям по всему миру, договариваются о партнерствах с акселераторами и венчурными фондами, проводят хакатоны, принимают участие в демоднях, и руководители проектов, которые обеспечивают взаимосвязь с реальным бизнесом и непосредственную реализацию пилотов и проектов «на земле», ведь любое новшество дирекция сначала внедряет в пилотном режиме и предлагает потом уже не просто красивую технологию, а решение с доказанной эффективностью…

Вера обманчива: многие интересные на первый взгляд проекты оказываются совсем неэффективными. Так, например, случилось, когда разработчики решили поэкспериментировать с дополненной реальностью, типа ловли покемонов, только в магазине были разработаны специальные метки, при наведении на которые в приложении телефона выпрыгивали персонажи мультсериала «Ми-ми-мишки».

«Ты наводишь камеру на полку, оттуда мишки выпрыгивают, с тобой разговаривают, скидки тебе дают, — вспоминает директор X5 по инновациям Иван Мельник. — Но оказалось, что покупателю все это совершенно не нужно. Потому что люди пришли продукты покупать, а не фан получать»...

А вот иногда инновация срабатывает совсем не там, где ожидалось. Лучший тому пример — история умных весов.

«В начале 2018 года к нам пришел стартапчик, пара ребят с такой идеей: покупатели в магазине всегда мучаются, взвешивая на весах самообслуживания банан и яблоки, а можно упростить им жизнь: приладить к весам камеру, которая, увидев бананы, сразу сама выберет бананы из списка весовых продуктов», — рассказывает Иван Мельник.

Был сделан пилотный проект, который профинансировала «Карусель», но за три месяца умные весы не дали никакого экономического эффекта.

«У нас есть собрание такое, называется «ай-вече», куда приглашают айтишников из всех подразделений компании. Ребята рассказывают, какую работу проделали, какие стартапчики, каких результатов достигли, какие проблемы возникли при запуске. Там рассказали и про эти весы: мол, идея классная, но не сработала, — вспоминает Мельник. — Ребята из "Пятерочки" встали и говорят: вы просто не там это сделали, надо было ставить камеру не на весы самообслуживания, а на кассовый узел. Потому что в отличие от вас, дорогие гипермаркеты и супермаркеты, у нас на кассовом узле весы стоят, а не в зоне фруктов и овощей, и взвешивает овощи-фрукты кассир, а не покупатель самостоятельно».

Попробовали сделать, как они сказали, — и оказалось, что это колоссальная экономия времени кассира, а значит, сокращение очередей и рост трафика. Поэтому без корпоративной культуры и открытости в области инноваций быть успешным невозможно.

Летом 2019 года в X5 провели внутреннюю выставку инноваций в рамках стратегической сессии. Там представители регионов могли ознакомиться со всеми новинками. Стенды с той выставки сохранены и стоят в одном из помещений лаборатории инноваций и руководитель Лаборатории инноваций X5 Михаил Кучеренков с удовольствием устраивает небольшую экскурсию.

«Этот планшет, — рассказывает он, — вешается в винном отделе. С одной стороны, это прайсчекер, то есть на нем можно проверить цену, с другой — электронный сомелье, он помогает покупателю подобрать вино, задавая правильные вопросы, а когда вино выбрано, дает команду на систему электронных ценников, и ценник возле нужной бутылки начинает мигать».

Другая интересная штука — индикатор свежести. Некоторые товары можно перевозить только при определенной температуре, на них лепится метка, и если температурный режим был нарушен, она окрашивается в красный цвет. Вот камера на рельсах, способная заменить семьдесят обычных камер. Она ездит под потолком магазина, фотографирует полки, а специально обученная нейросеть анализирует, где на них чего не хватает. Вот, пожалуй, самая экономически выгодная инновация — умный электрощит. Фактически это система «умный дом», но разработанная в недрах лаборатории специально для магазинов. Она выключает ненужные лампочки и тепловые завесы, регулирует кондиционирование с учетом погоды за окном, анализирует количество людей в торговом зале и в соответствии с этим настраивает вентиляцию магазина. Все это позволяет экономить 10% электроэнергии…

«История знает множество крупных системных компаний, которые были успешны на каком-то отрезке времени, но как только мир менялся, они очень сильно теряли или вообще исчезали, — говорит директор X5 по стратегии и развитию Владимир Салахутдинов. — Однако есть и хорошие примеры, например, Western Union, где я работал в юности. Когда-то эта компания была телеграфной, но потом в какой-то момент телефон убил телеграф, и, наверное, Western Union, как и все телеграфные компании, могла умереть, но не умерла, потому что нашла себе нишу с денежными переводами. Сейчас мир меняется, и мы тоже должны меняться».