Как грамотно протестировать идею | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как грамотно
протестировать идею

Когда нет выбора, можно выстроить самую убедительную аргументацию в пользу, как может показаться, единственного имеющегося в наличии проекта.

Автор: Скотт Энтони

Как грамотно протестировать идею

читайте также

Насколько финансово грамотны ваши сотрудники?

Берман Карен,  Найт Джо

«Выход сенсорной коммуникации на новый уровень»

Заседание совета директоров будущего

Медина Джон

Что делать, если вам кажется, что вы хуже остальных

Нихар Чхая

— Итак, — сказал руководитель, отвечающий за новую инициативу в компании, — чем займемся теперь?

Закончилось собрание, на котором обсуждался ход работы по многообещающему проекту: предложить новую медицинскую услугу жителям густонаселенных городов развивающихся стран. Значительная часть потенциальных клиентов, ознакомившись с предложением, сочла его интересным. Но готовы ли они покупать эту услугу? Чтобы проверить, компания решила провести маркетинговый тест этой услуги в трех достаточно похожих кварталах в разных городах в течение 90 дней.

Перед началом испытания члены разрабатывавшей эту идею команды выстроили подробную финансовую модель и пришли к выводу, что проект окупится, если хотя бы 3% жителей этих кварталов подпишутся на эту услугу. В маркетинговом эксперименте покупателям предлагался месяц бесплатного пользования — после чего они могли при желании подписаться на услугу. По расчетам, примерно 30% жителей должны были соблазниться бесплатным использованием на тестовом этапе и 10% попробовавших — заплатить за годовую подписку.

Тест провели — и в сто первый раз столкнулись с трудностями, которые всегда возникают, когда на рынок выводится новый вид товаров и услуг. Как правильно позиционировать эту услугу, как правильно подать ее? Через три месяца испытаний команда вполне уверилась в том, что с определенными коррективами ее идею можно воплотить.

Но затем они присмотрелись к данным эксперимента, и увидели вот что:

Уровень вовлеченности населения в испытания оказался ниже ожидаемого (за исключением квартала №2), процент подписавшихся на услугу после опробирования чуть выше ожидаемого (намного выше в квартале №3), но в итоге число охваченных клиентов не достигло вожделенных 3%.

О чем говорят эти данные? С одной стороны, тест не охватил достаточного количества потенциальных клиентов. Из этого можно сделать вывод, что проект нужно свернуть или, по крайней мере, существенно откорректировать. С другой стороны, до нужной черты недостает всего 0,5%. Так, может быть, стоит провести испытание повторно? Или же эти данные подхлестывают команду быстрее продвигаться вперед? Ведь если удастся сочетать высокий процент вовлеченных в испытания жителей квартала №2 и высокий процент итоговых подписчиков в квартале №3, то…

Читайте материал по теме: Что отличает вашу компанию от других?

Решения по инновациям крайне редко бывают черно-белыми. Порой лекарство оказывается бесполезным или не получает лицензии, тогда действительно нет смысла его продвигать. В других случаях результат настолько безусловно положительный, что и думать не приходится — вперед. Но чаще всего удается привести убедительные доводы в пользу любого решения — продвигаться вперед, внести коррективы с учетом полученных данных или же остановиться, потому что результаты не радуют.

Главный инициатор описанной выше затеи был разочарован — вполне обычная реакция, если компания привыкла к конкретике в плане оперативных решений, если ее опыт и традиции породили жесткий регламент и процедуры, устранив почти всякую надобность в обсуждении и дискуссии.

Но это опять же не означает, что руководители вынуждены принимать решения вслепую. Начните с того, с чего начала эта команда: правильно спланируйте эксперимент. Сформулируйте гипотезу, которую собираетесь проверить. Определите конкретные задачи теста. Сформулируйте также прогноз — пусть даже абсолютно наугад, но все же: на что вы рассчитываете. И проведите эксперимент так, чтобы точно измерить, насколько оправдалось ваше предсказание.

Вовлеките в процесс беспристрастного эксперта, лучше всего — человека, имеющего опыт работы с неполной информацией. Инноваторы недолюбливают «адвокатов дьявола», ведь те норовят запрещать ради самого запрета. Однако человек, который поможет вам разглядеть слабые места вашего плана, сыграет самую позитивную роль в принятии верного решения.

Не рассматривайте свою идею в отрыве от других. Когда нет выбора, можно выстроить самую убедительную аргументацию в пользу, как может показаться, единственного имеющегося в наличии проекта. Но задайте другой вопрос: почему вы предпочитаете этот проект всем прочим, имеющимся в корпоративном портфолио инноваций?

Читайте материал по теме: Не делайте ваш бренд похожим на другие

И наконец, позаботьтесь об определенных ограничителях, вынуждающих принять то или иное решение. По мне, лучший ограничитель — это время. Если приходится принимать решение в короткий, даже умышленно сокращенный период, то команда имеет мощный стимул к действию. И это прекрасно, ведь самые ценные уроки мы получаем, когда вплотную экспериментируем с рынком и потребителями. В числе возможных вариантов действия после эксперимента предусматривается, как вы помните, и повторный опыт (с учетом полученных данных), так что если каждый эксперимент будет ограничен во времени, все же окончательное ваше решение нельзя будет назвать опрометчивым.

Так поступил в нашем случае упомянутый выше руководитель — согласился провести еще один эксперимент (а предварительно подумал, не стоит ли перенаправить ресурсы на другие инновации в компании). Команда провела повторные трехмесячные испытания, внеся в тест коррективы с учетом первого эксперимента. Число клиентов увеличилось до требуемого уровня, и тогда фирма решилась активно выходить на этот рынок.

Да, дисциплина такого рода дается нелегко, но без соблюдения правил инновации застрянут на полпути. Нужно вовремя принять окончательное решение — или вашим решением станет отсутствие решения.

Читайте по теме: