Как вырабатывались стандарты для интернета вещей | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как вырабатывались стандарты для
интернета вещей

15 лет на внедрение и разработку стандарта одного вида приборов для одной отрасли — это слишком долго и дорого.

Автор: Томас Дейвенпорт

Как вырабатывались стандарты для интернета вещей

читайте также

Мечта объединяет: как «Полюс» сплотил сотрудников и укрепил бренд работодателя

Как искусство поможет вам стать лучшим

Билл Тейлор

Не имей сто друзей

Роб Кросс,  Роберт Томас

Распространенные стили лидерства: каким и когда пользоваться?

Ребекка Найт

15 лет назад произошло первое крупное событие в интернете вещей: в 1999 году в Массачусетском технологическом институте (МТИ) был создан центр Auto-ID, из которого затем развились Auto-ID Labs, международный консорциум исследователей и практиков. Задача обеих организаций заключалась в исследовании и внедрении приборов, осуществляющих идентификацию по радиочастотам (RFID). В том же году впервые было зафиксировано употребление термина интернет вещей (IoT) одним из директоров Auto-ID (сама концепция подключенных к единой сети вещей на пару десятилетий старше, но, насколько нам известно, впервые замечательный термин «интернет вещей» пустил в ход соучредитель Auto-ID Кэвин Эштон в 1999 г.). RFID стала первым случаем широкомасштабного применения технологий интернета вещей. Не все гаджеты RFID подключены к интернету, но с самого начала эта технология предполагала сеть сенсоров, которые мониторили бы физические приборы.

Один из нас — Сэнджей — с самого начала был соучредителем Auto-ID Labs в МТИ и работал с множеством розничных и потребительских компаний, приучая их применять гаджеты RFID в цепочке поставок. Огромным успехом стало создание стандартов данных, получаемых от этих вещей: эти стандарты применяются и поныне, в то время как стоимость самих приборов все снижается и снижается.

Однако процесс выработки стандарта был нелегок и поглотил огромное количество времени. 15 лет ушло на то, чтобы продумать и внедрить этот стандарт, электронный код продукции EPCGlobal. Отсюда проистекает беспокойство за судьбу интернета вещей. Если столько же времени потребуется на внедрение аналогичных стандартов для других процессов и отраслей, где он применяется, то развитие этих технологий существенно замедлится.

Читайте материал по теме: Пусть наука станет бизнесом

На этот раз нужно выстроить работу иначе, усвоив при этом и позитивный опыт RFID. Сейчас мы разберем факторы, пользу которых подтвердил опыт RFID, а затем подумаем, что нужно изменить, чтобы ускорить внедрение других видов интернета вещей.

Что хорошо работало в RFID

Кооперация различных участников. RFID и стандарт EPCGlobal сложились при участии научных работников, руководителей розничных компаний, а затем и организации (GS1), которая была уполномочена контролировать внедрение единого стандарта. Исследователи предлагали различные стандарты и подходы к внедрению технологий, а компании-спонсоры сразу же сообщали, что в контексте их работы годится, а что нет. Такое сотрудничество совершенно необходимо в широких инициативах вроде RFID и еще важнее в целом для интернета вещей, который отличается гораздо большим охватом.

Компании-пользователи «на водительском сиденье». При том, что в RFID участвовали и другие группы, сотрудничество Auto-ID/GS1/EPC стало основным фактором, определяющим выработку единого стандарта. Стандарты задавали компании-пользователи, а не продавцы. К сожалению, в разработке интернета вещей уже участвует слишком много создателей, и среди них чересчур заметную роль играют продавцы технологий.

Влиятельные игроки. В формировании стандарта RFID приняли участие весьма влиятельные игроки. Крупнейшая розничная сеть Walmart активно подключилась с самого начала, среди потребительских компаний тон задавала Procter & Gamble. Даже Министерство обороны было вовлечено в процесс, его интересовало применение данных технологий в цепочке военных поставок.

Читайте материал по теме: Дом, в котором работает интернет вещей

Сосредоточенность на желанном результате. С самого начала проект RFID руководствовался четким бизнес-процессом с определенной целью. Разработчики технологий стремились усовершенствовать цепочку поставок и сократить до минимума ситуации, когда полки оставались пустыми из-за отставания поставок. Walmart признавала наличие такой проблемы, а многие другие компании словно и не замечали, как у них внезапно пустели полки. Огромная розничная компания добивалась прогресса для себя и для множества своих поставщиков. Некоторые из них противились деятельности Walmart в RFID, но большинство приняли новые технологии и убедились в том, как они полезны. Покупатели перестали жаловаться на отсутствие тех или иных товаров на полках гипермаркетов.

Увидеть нечто большее, чем просто умные вещи. Основная польза RFID и интернета вещей заключается в широком, всеохватывающем применении не только самих сенсорных устройств, но и интеграции данных, аналитики, корректировки процессов. Такие компании, как Walmart и Macy’s, которые приняли участие в RFID и начали интенсивно внедрять все новации, оказались и наиболее успешными в бизнесе.

Что следует сделать по-другому с интернетом вещей

Ускорить процесс. Как мы уже отмечали, 15 лет на внедрение и разработку стандарта одного вида приборов для одной отрасли — это слишком долго и дорого. Существенной проблемой для RFID стала необходимость внедрять одни и те же форматы для каждой участвовавшей в проекте организации. Современные облачные технологии и интерфейсы приложений (API) позволят членам экосистемы быстро переключаться между разными форматами и стандартами. Будем надеяться, это ускорит процесс внедрения.

Читайте материал по теме: Какие умные вещи (не) нужны покупателям

Движение снизу вверх. RFID создавалась в основном направленным, координированным усилием больших организаций. Но в эпоху приложений и вездесущих компьютерных технологий (когда у каждого в кармане есть свой гаджет), можно рассчитывать на быстрое развитие интернета вещей в сфере малого и ориентированного на клиентов бизнеса. Наряду с внедрением стандарта по схеме сверху вниз возможно и принятие стандарта снизу вверх.

Пряники, а не кнут. Хотя в целом активное внедрение RFID усилиями Walmart имело позитивное значение для многих отраслей, настойчивое требование ко всем поставщикам усвоить эту технологию не позднее 2005 года напрасно усложнило ситуацию, ведь многие из них просто не поспевали ему соответствовать. Эффективнее было бы не запугивать своих партнеров, а предложить им бонусы за успешное внедрение — так и процесс пошел бы быстрее.

Но даже усвоив позитивные стороны RFID и уйдя от негативных его сторон, мы все же не внедрим интернет вещей за одну ночь во все отрасли. Нам обязательно понадобится сотрудничество между сложными экосистемами, и каждому члену этих систем придется существенно менять технологии и формы организации. Но знакомство с ранней историей интернета вещей поможет нам ускорить процесс и способствовать более удачному использованию этих технологий множеством компаний и организаций по всему миру.

Материал подготовлен при участии Сэнджея Сармы, профессора инженерной механики в Массачусетском технологическом институте (МТИ). Он экс-президент и соучредитель Auto-ID и Auto-ID Labs при Массачусетском технологическом институте.

Читайте по теме: