Не всякой неудаче стоит радоваться | Большие Идеи
Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не всякой неудаче стоит радоваться

Рон Ашкеназ
Не всякой неудаче стоит радоваться

Почти все мы признаем неудачу неизбежной обратной стороной успеха. Например, когда осваиваешь горные лыжи, сто раз упадешь, прежде чем сумеешь изящно скатиться со склона. Но бывают случаи, когда провал нельзя одобрить: скажем, если нарушен установленный клиентом крайний срок или не достигнут конкурентоспособный уровень качества. К сожалению, многие менеджеры разучились отличать ситуации, когда неудача служит полезным отправным пунктом для обучения, и те ситуации, когда она вредна. В итоге сотрудники тоже не понимают, когда стоит рисковать и экспериментировать, а когда нужно лишний раз подстраховаться. И для начальства, и для подчиненных ключевым вопросом будет вопрос о статусе компании: в данный момент она проходит период инноваций или воспроизводит привычное.

Об этом различии я вынужден был вспомнить в прошлом году, преподавая в Силиконовой долине. Как всем известно, район от Сан-Франциско до Сан-Хосе пестрит тысячами стартапов и десятками форпостов инноваций, которые выставили там известнейшие компании всего мира. Разговоры здешних жителей, увлеченных мощным инновационным усилием, замечательны постоянным обращением не к успехам, но к тем неудачам, которые помогли им выйти на правильный путь. В Силиконовой долине (и в прочих рассадниках инноваций) неудача — почетное отличие, непременное условие успеха, и никому в голову не придет ее стыдиться. Для таких инноваторов успех компании и собственная карьера проистекают из непрерывного ряда ускоренных экспериментов, испытаний, гипотез, моделей, а значит, ни у кого не выходит все ладно с первого (второго и третьего) раза. Здесь превозносят неудачу.

Напротив, старые компании, в которых я в основном и работал большую часть жизни, сосредоточены на аккуратном применении уже накопленных знаний, а не на чем-то новом, и неудачное исполнение плохо сказывается на результатах и репутации, порождает ненужные риски. И если сосредоточенные на применении и исполнении менеджеры говорят, что неудача — в порядке вещей, они попросту лицемерят. В Федеральном резерве (вот уж организация, целиком направленная на исполнение) я как-то услышал шутку: «Мы тут следим за тем, чтобы наши люди не повторяли одну и ту же ошибку единожды».

Читайте материал по теме: Что Питер Друкер знал о 2020-м годе

Проблема для руководителей не в том, чтобы смириться или не смиряться с неудачей, а в том, чтобы четко различать инновационный и исполнительный статус. Если вы занимаетесь исполнением, значит, стандартные процедуры уже разработаны — и остается лишь применять их неукоснительно. Конечно, какие-то коррективы вносятся, но улучшать устоявшиеся процедуры нужно осторожно, в контролируемых условиях, чтобы не нарушить основные процессы внутри организации. Возможность неудачи сокращается до минимума, а то и вовсе сводится к нулю.

Инновационный же статус, с другой стороны, уместен, когда стандарты еще не установлены, и наилучший способ исполнять эту работу еще предстоит найти и испытать. В подобной ситуации нужно пробовать новые идеи, форматы, процессы. Допустимы и частые промахи — на них люди и учатся: что будет работать, а что нет. Нужно прояснить общую ситуацию компании, и тогда менеджеры смогут внятно сказать своим сотрудникам, как уместно воспринимать неудачу.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Что делать, если вас все время отвлекают
Софи Лерой,  Тереза Гломб
Жестокие игры
Оксана Шевелькова